Автомобильный портал

Динамическое чтение упражнения. « Формирование навыка динамического чтения в начальной школе

Следующий этап: чтение глазами, минуя речедвигательный и слуховой аппарат - динамическое чтение. Начинать работу можно в любом возрасте, главное условие - работать каждый день. Главные факторы, мешающие быстрому чтению:

Регрессия - возвратные движения глаз.

Малое поле зрения (участок графической информации, воспринимаемый глазами за одну фиксацию), т.е. ясное поле видения в строке без передвижения зрачков. У нетренированного чтеца за одну фиксацию воспринимается несколько букв, в лучшем случае отдельное слово. На книжной строке делает 12-16 фиксаций. При тренировке можно сократить их до 2-3. Быстрее читать значит "шире глядеть".

- Неумение найти главное в тексте.

Недостаточное использование явления антиципации (смысловой догадки).

Артикуляция. Слова при медленном чтении мысленно проговариваются. В процессе чтения участвует слуховой аппарат (уши). Некоторые при чтении шевелят губами или шепчут. В этом случае скорость в 4 раза ниже возможной.

Поскольку динамическое чтение - это чтение глазами, то начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти и внимания. Этому способствует так называемое "фотографирование" различного рода картинок, карточек, предметов.

Найти лишнюю букву (смотреть 1 сек.): а о в у и.

Найти лишний слог: бо но ро мы со ко.

Найти лишнее слово: 1) река, речка, ручей, ручка, ручеек.

2) слон, лев, мак, тигр.

3) мала, моль, мела, мила

Раздели слова на 2 группы: 1) корова, соловей, коза, ворона, овца, сорока.

2) заяц, горох, ежик, медведь, капуста, волк, огурец.

3) ленивый, смелый, честный, жадный, добрый, трусливый.

Из какой сказки слова?

Я - мышка-норушка…

Бежит молочко по вымечку.

Таблицы Шульте.

Очень хорошо развивают поле зрения таблицы Шульте. Работа выполняется за 10 сек, уменьшая постепенно до 4 сек. На карточках написаны цифры от 1 до 10 и от 1 до 25. Так же можно написать буквы.

Памятка к таблицам

Как можно быстрее назови все числа (или буквы) по порядку, указывая их карандашом.

Старайся запомнить расположение сразу двух - трех следующих друг за другом чисел.

Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видят её целиком.

Чтение - спринт.

Читать на максимальной для ребенка скорости незнакомый текст, плотно сжав губы, а после прочтения надо ответить на вопросы по тексту. Во время чтения учитель поторапливает учеников: "Быстреё, быстрей, еще быстрей". Читать нужно все. Рекомендуется выполнять это упражнение перед чтением вслух каждого текста.

Памятка:

1. Плотно сожми губы и зубы.

  1. Читай только глазами.
  2. Читай как можно быстрей.
  3. Ответь на вопросы к тексту.

Чтение со счетом слов

Читая текст, ребенок должен считать слова, а в конце должен назвать число слов и ответить на вопросы по тексту. Цель этого упражнения: загрузить уши ребенка посторонней работой - счетом слов. В этом случае дети лишены возможности произносить текст про себя. Они приучаются читать только глазами.

Памятка.

1. Плотно сожми губы и зубы.

  1. Читай только глазами.
  2. Читай как можно быстрей, считая про себя слова текста.
  3. Ответь на вопросы к тексту.

Число слов в тексте: ответ отличный, если расхождение между названным числом и действительным не превышает 2%, хорошим - 5%, удовлетворительным - 10% при условии, что дети ответили на вопросы к тексту.

Упражнение можно усложнить, считая тройки слов, строки, пары слов.

Если скорость чтения достигает 120-150 слов в минуту можно ввести механический подсчет слов: считать надо до 10 (30). Досчитав до 10, начинаем считать заново. Считать нужно про себя, четко, ясно, без пауз, непрерывно.

Вертикальное чтение (чтение разведка).

Дети на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, дети учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное. Так же используем памятку:

  1. Плотно сожми губы и зубы.
  2. Поставь пальцы на начало и конец строки.

    При чтении закрыть 5 букв слева, потом 5 букв справа, затем с двух сторон одновременно.

    Чтение со звучанием музыки.

Особенность динамического чтения заключается в том что во время чтения меняете его скорость от медленного к быстрому и наоборот.

Десять принципов динамического чтения:

  1. Создайте удобные условия для чтения. Это поможет не переутомляться.
  2. Приступайте к работе только на пике сил.
  3. Планируйте время.
  4. Отбирайте только дельную литературу.
  5. Читайте целенаправленно.
  6. Не переутомляйтесь.
  7. Используйте альтернативные источники информации. Прислушивайтесь к специалистам, а так же к более продвинутым знакомым.

Человеческий мозг может принять большее количество информации. В настоящее время, в эпоху Интернета и информационных технологий очень полезным является возможность скорочтения.

Большинство людей читает где-то на скорости между 60 и 90 км/час. Причина этого факта лежит в том, что мозг привыкает к такому чтению. Такая необычайная способность мозга приспосабливаться или, адаптироваться к любой новой норме используется в настоящее время во многих сферах, включая подготовку спортсменов к Олимпийским играм

Читайте со скоростью вашего мышления

Спешка - это опускание чего то. Что не идет легко, не идет совсем. Велик Создатель, сотворивший все сложное ненужным, а ненужное очень трудным.

В неспешном чтении развиваются способности. Если изучаем с привычной скоростью, то понимание идет на сто процентов.

Освоение наук - это не скольжение от предложения к предложению по принципу «чем быстрее прочитал - тем большего достиг». Чтение - это тренировка, изучение, интимность.

Когда мы работаем не спеша, у нас возникает контакт с текстом, с языком, с автором.

При чтении останавливайтесь на трудных участках текста. То, что известно - пробегайте взглядом.

Возвращайтесь к тому, что прочитали

Без записок, вы вряд ли что то запомните. Поэтому студенты записывают за преподавателем.

Все мало понятное следует повторить

Прочитали фрагмент - мысленно повторите и проверьте как вы его уяснили.

Ищите альтернативы чтению

Иногда бывает, что гораздо проще попросить совет у другого специалиста, чем вникать в суть самому. Так же можно разбить интересующий вопрос и часть информации получить из устных источников.

Важный текст читайте очень медленно.

Эффект скорочтения состоит не в том, чтобы прочитать как можно больше книг, а в том, чтобы как можно более легко находить решения из затруднительных ситуаций.

Все ли слова в тексте знакомы?

Чем больше непонятных терминов, тем ниже скорость чтения. Можно пропустить одно слово, но если непонятностей довольно много, то понимание текста будет не высоко.

Упражнение с метрономом для тренировки быстрого чтения

Природа мозга и ума также в состоянии научится скорочтению с помощью метронома, который может применяться несколькими разными способами. Вполне возможно для начала сделать так, чтобы каждый удар метронома означал продвижение вашей визуальной указки на один определенный шаг. С помощью этого заданного темпа можно установить и поддерживать стабильный ритм чтения, избегая падения скорости чтения по ходу времени. После того, как этот темп чтения прочно установится и станет привычным, ничто не мешает вам таким же способом повышать свою скорость чтения и далее.

Второй важный способ -вы настраиваете метроном на неестественно быстрый темп, заставляя свою систему "глаз/мозг" свыкаться с весьма высокой новой нормой. Эта форма тренинга опять-таки помогает вам "прыгать выше головы" за счет стремления достигнуть новых норм, невзирая на то, что они очень высоки. Можно их несколько снизить до удобных вам "низких" значений скорости чтения, которые и так окажутся вдвое выше ваших прежних средних показателей.

Как читать быстрее

1. Используйте указатель

На самом деле глаза не смотрят неподвижно в одну точку. Чтобы увидеть больше информации, они делают быстрые скачкообразные движения от того места, куда были направлены. Эти движения называются саккадами.

К сожалению, когда вы читаете, это положение постоянно двигается. Саккады (и просто обычные отвлекающие предметы) являются причиной того, что вы замедляете скорость, потому что вы должны искать место, где вы закончили читать. Решением этой проблемы является использование указателя .

Простейший указатель – это кончик вашего пальца. Просто поставьте палец под строкой в тексте и двигайте им, когда вы читаете. После того, как вы к нему привыкните, вы сможете читать намного быстрее, чем прежде.

2. Для скорости чтения главное не скорость, а контроль над чтением

Скорочитать это не просто развить скорость чтения до предельной скорости, с которой вы успели пробежать по строчкам. В результате многие считают, что они в не состоянии усвоить информацию и отмечают, что восприятие ухудшается, если они увеличивают скорость чтения.

Способность контролировать скорость сделает ваше чтение эффективнее, чем если вы просто будете мчаться по тексту.

Указатель поможет при контроле, вы физически сможете регулировать скорость чтения, двигая рукой. Если ваша рука движется быстрее, вы вынуждены читать быстрее. Так же как, если вы замедлите свой указатель, вы станете читать медленнее. Данный вид контроля позволяет внимательно читать сложные или важные части текста и быстро справляться с понятными и не имеющими важности частями.

3. Не озвучивайте слов в голове

Умение читать без озвучивания слов в голове поможет открыть путь для предельной скорости чтения, которая очень полезна, если текст легко воспринимаем или в нём много ненужной информации. Это не то же самое, что быстро пробежать текст глазами.

Потренируйтесь двигать указателем быстрее, чем вы успеваете произнести слова в голове. Это избавит вас от привычки автоматически озвучивать слова.

4. Активное чтение

Для быстрого чтения требуется активное чтение. Перед тем, как вы начнете читать, настройте своё мышление, поставив перед ним вопрос, что вы надеетесь извлечь из последующего чтения. Даже если вы на 100% уверены, что вам нужно выучить, это упражнение поможет вашему мозгу быстрее заметить соответствующие детали в тексте. Если вы нашли что-то интересное, остановитесь, чтобы подумать, или даже отметьте эту информацию в книге.

Активное чтение подразумевает, что вы будете останавливаться, чтобы обдумать то, что вы прочитали. Остановка для обдумывания не очень подходит для быстрого чтения. Но это – тактика осознанного чтения, которой должен владеть каждый.

Иногда полезным является быстрое прочтение написанного, где мало нужной информации, так же часто нужно сбавлять скорость, чтобы уяснить что-то важное или непонятное. Если сравнить чтение с вождением машины представьте что вы едите по прямой соответствующей стандартам автомагистрали, вы можете свободно набирать скорость. Но если вам нужно делать крутые повороты на горной дороге, лучше эту скорость снизить.

В жизни каждого из нас бывали ситуации, когда нужно было в течение небольшого промежутка времени изучить определенный материал. Лучшим решением такой проблемы является освоение Причем ее с успехом можно применить не только для научной, но и для художественной литературы. При этом для любого человека особенно актуальной и значимой является техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания. Каким образом добиться необходимого эффекта? Для этого необходимо изучить 7 основных правил быстрого чтения. В чем же они заключаются?

Чтение без регрессии

Нередко человек, изучающий нужный для него материал, делает возвратные движения глазами. Это и есть регрессия, цель которой - повторение уже прочитанных строчек. Это самый распространенный недостаток, приводящий к медленному изучению материала.

Незаметно для себя многие читатели дважды просматривают текст. При этом не имеет значения, является он легким для восприятия или нет. Регрессия осуществляется для верности, приводя к резкому снижению скорости чтения.

Однако существуют возвраты, которые считаются обоснованными. Эти движения глазами человек производит при появлении новой мысли. Их, в отличие от регрессии, называют реципацией. Такие повторы являются вполне обоснованными, так как позволяют максимально глубоко осмыслить уже прочитанное. Методы быстрого запоминания текста не рекомендуют таких возвратных движений. Повторное чтение при этом возможно только после того, как текст будет полностью пройден.

Помните, что отказ от реципаций и регрессий очень важен. Он способен вдвое увеличить и в три - качество его понимания.

Чтение без артикуляций

Порой при изучении материала про себя человек делает непроизвольные движения языком, губами и элементами гортани. Это и есть артикуляция. Ее интенсивность находится в прямой зависимости от сложности текста и развития навыка чтения. Причем наблюдается артикуляция у всех, даже у быстро читающих людей. Это подтверждают специальные измерения и рентгеносъемки глоточных модуляций, произведенные в процессе изучения текста про себя.

Техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания исключает внутреннее проговаривание слов. Это связано с тем, что артикуляция является немаловажным препятствием для быстрого изучения материала. Такие должны быть исключены, если осваивается техника скорочтения. Упражнения для скорочтения при этом должны быть направлены на ликвидацию дефекта проговаривания и зависят от его вида. Так, если артикуляция представляет собой механическое движение языка, губ, бубнение и т. д., то необходимо осуществлять постоянный контроль над этим процессом. Каким образом? Взять что-либо в рот или крепко удерживать язык зубами. Болевые ощущения явятся наиболее ощутимым тормозящим фактором.

Сложней будет искоренить проговаривание слов в речевом центре мозга. Основным методом при этом является вышибание клина клином. Он использует то, что центры речи и контроля над движениями находятся рядом друг с другом. Рекомендуется сделать запись какого-либо немузыкального ритма (метронома), производимого с разной частотой и их комбинацией. Под этот стук и следует читать.

Интегральный алгоритм

Для людей, изучающих большие объемы информации, крайне важна техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания необходимого материала. Как добиться этого? Необходимо разработать интегральный алгоритм запоминания при чтении. Ведь многие просто не задумываются над тем, каким образом им изучать текст. В результате они читают крайне медленно. Та скорость и техника чтения, которая применяется при изучении материала, зависит от целей и задач, поставленных читателем. Человек должен выработать соответствующие программы, а также гибко и умело их использовать в нужный момент. Это в значительной степени определит его способность скорочтения.

Вертикальное движение глаз

Это четвертое правило техники быстрого усвоения материала. Оно предполагает восприятие большего, чем при обычном чтении, участка текста. Расширение поля зрения позволяет в значительной мере увеличить эффективность усвоения материала. Быстро читающий человек в течение одной фиксации взгляда способен воспринять не какие-нибудь 2-3 слова. Он улавливает смысл целой строки, предложения или даже абзаца.

Восприятие текста фразами - это техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания. Почему так происходит? Дело в том, что, окидывая взором большие фрагменты текста, человек создает для себя наглядно-образные представления изложенного материала. Они-то и являются ярким пояснением смысла прочитанного. При этой технике глаза совершают движение вертикально, в направлении сверху по центру текста.

Выделение доминанты

Что же сопутствует максимально эффективному восприятию материала? Прежде всего, его следует понять. Это означает не что иное, как установку логических связей между предметами с использованием уже имеющихся у человека знаний.

Скоростное чтение и понимание текста - это проблема, которую уже достаточно давно и успешно исследуют психологи. Порой воспринимаемый нами материал бывает совсем несложным. В этом случае его понимание идет рядом с восприятием. Человек тут же вспоминает полученные им ранее знания и связывает их с читаемыми фразами. Однако текст может быть незнакомым и трудным. В таком случае его осмысление - это сложный и длительный процесс. Как же ускорить его? Для этого следует быть внимательным во время чтения, а также владеть немалым багажом знаний, умея их применять в той или иной ситуации. Понадобится также использование некоторых приемов. Один из них заключается в выделении опорных смысловых пунктов текста. В чем его смысл? Для увеличения восприятия текста его делят на две части, производя смысловую группировку. При этом выделяется доминанта, углубляющая понимание материала и способствующая его более эффективному запоминанию. Также благодаря этому развивает скорочтение память.

Быстрое чтение в таком случае становится возможным при восприятии текста в виде коротких и одновременно существенных логических формул. Каждая из таких структурных единиц имеет основное по своему смыслу понятие, которое ассоциируется с определенным образом. Чтение же всего текста представляет собой создание единой логической цепочки идей. В этом и состоит сущность методика выделения опорных смысловых пунктов.

Для осмысления материала может быть использован и другой прием. Он носит название антиципации, или предвосхищения. Это смысловая догадка, являющаяся психологическим процессом ориентации на будущее, находящееся в рамках предвиденного. В основе антиципации лежит знание логики развивающихся событий, а также анализ существующих признаков явления и усвоение его результатов. Этот прием скорочтения возможен при наличии скрытой реакции ожидания, когда читатель настроен на определенные действия, возникающие по ходу текста. При этом мышление человека должно работать весьма продуктивно, осмысливая идею содержания и выявляя основной замысел автора. Таким образом, антиципация при скорочтении - это формирование своеобразного чутья к стереотипным фразам и накопление обширного словаря текстовых штампов. Она же является и предпосылкой для выработки доведенной до автоматизма смысловой обработки изучаемого материала.

Развитие внимания и памяти

Скоростное чтение и запоминание требуют избирательной направленности сознания на выполнение определенной работы. Эта функция и представляет собой внимание. Зачастую люди не способны к самоорганизации. Именно поэтому управлять своим вниманием при чтении они не в состоянии. Так, у человека, медленно воспринимающего необходимый ему материал, внимание часто переключается на всякие посторонние предметы и мысли. Это приводит к потере интереса к тексту и непонимания его смысла. Тот же, кто читает быстро, может управлять своим вниманием.

Одной из составляющих эффективного умственного труда является и способность концентрироваться на рассматриваемом вопросе. Тренировать такую способность лучше всего, мысленно читая слова задом наперед. Делать это можно везде, например, во время поездки в общественном транспорте. Любое слово нужно представить в виде букв и прочитать их задом наперед. К примеру, «вода» - «адов». Сначала можно взять слова, состоящие из четырех букв, а затем подбирать их подлиннее. Такое упражнение великолепно тренирует внимание.

Выполнение обязательной нормы

Седьмое правило быстрого чтения подразумевает ежедневное прочтение двух газет, одного научно-популярного или научно-технического журнала, а также книжного объема в 50-100 страниц. Почему это важно? Дело в том, что для освоения техники быстрого чтения необходимо произвести комплексное воздействие на разнообразные стороны психической деятельности индивида.

Это приводит к реализации программы технического перевооружения мозга, что перестраивает сознание и ломает сложившиеся стереотипы мышления.

Помощь в освоении скорочтения

Обучиться быстрому и эффективному восприятию материала можно самостоятельно. В помощь желающим освоить технику скорочтения предлагаются различные книжные издания. Их авторы описывают методику эффективного восприятия и запоминания материала. Здесь же можно ознакомиться и с упражнениями для освоения быстрого чтения.

Изучать основные правила скоростного восприятия материала можно на специально организуемых групповых занятиях и тренингах. Этот вариант обучения является самым эффективным.

Темп быстрого чтения

Тот, кто освоил технику скоростного восприятия текста, обрабатывает информацию с различной скоростью, выбирая ее в зависимости от рода литературы. Так, новости и газеты читаются с быстротой, позволяющей уловить их смысл. Художественная литература требует особой скорости, включающей воображение. Для научных изданий требуется не только быстрота, но и тщательность проработки материала.

Важность скорочтения

Зачем человеку осваивать технику быстрого восприятия текста? Это нужно для:

Раскрытия его внутреннего потенциала;

Осуществления контроля над своими знаниями и умениями;

Обработки большого объема информации;

Обучение динамическому чтению.

Обучая учащихся на протяжении многих лет, замечала, что у всей души. ь друг другу, умеют радоваться успехам другихти себя так, чтобы окружающим было приятно находиться рядом.ьность линельзя быть счастливым, не умея читать. Сколько несчастливых детей уходит из начальной школы в среднее звено, где они не в силах освоить программу. Они тратят уйму времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют, не могут решать задачи.

Формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, в следующих классах у него снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителями. Нечитающий ребенок, подросток – это катастрофа школы, общества.

Стала изучать опыт учителей по данной проблеме, искать ответ на вопрос: «Нельзя ли хотя бы в какой-то мере изменить существующее положение?»

Оказывается можно. Нужно научить учащихся начальной школы быстро читать.

Для того чтобы повысить технику и сознательность чтения, учителя начальных классов пользуются нетрадиционным методом обучения чтению – методом динамического чтения. Меня заинтересовал этот метод работы, и я решила попробовать, добавляя и другие, наработанные мною, формы работы.

Динамическое чтение – качественно новый метод: читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки; читатель становится как бы соавтором текста. При динамическом чтении ученик видит всю графическую информацию, он читает текст в целом, воспринимает всю информацию. Динамическое чтение – это чтение глазами. Ученик читает, минуя речедвигательный и слуховой аппарат, слова воспринимаются как картинки.

Начинать можно в любом классе в любое время. Единственное условие – работать каждый день.

Факторы, мешающие быстрому чтению:

    Регрессия - возвратные движения глаз;

    Малое поле зрения (участок графической информации, воспринимаемый глазами за одну фиксацию) т.е. поле видения в строке без передвижения зрачков. У нетренированного чтеца за одну фиксацию воспринимается несколько букв, в лучшем случае отдельное слово. На книжной строке такой читатель делает 12-16 фиксаций. При тренировке число фиксаций в строке сокращается до 2-3. Ученые доказали, что поле зрения глаза можно увеличить путем упражнений и научить глаз двигаться вертикально. Можно сделать вывод: быстрее читать, значит «шире глядеть», т.е. одновременно захватывать в поле зрения как можно больше слов.

    Неумение найти главное в тексте. Для большинства читателей в тексте «все главное», они не умеют пропускать через «фильтр» избыточную информацию, быстро находить нужное.

    Слушать своего товарища, который читает очень медленно.

    Недостаточное использование явления антиципации (смысловой догадки).

    Артикуляция. Слова при медленном чтении мысленно проговариваются. В процессе чтения участвует слуховой аппарат (уши). Некоторые при чтении шевелят губами или шепчут. Читатель, таким образом, не только видит, но и проговаривает и даже слышит слово, а скорость говорения в четыре раза меньше скорости мысли.

Значит, это тоже замедляет чтение. Отсюда можно сделать вывод, что динамическое чтение помогает преодолевать трудности.

Динамическое чтение – это чтение глазами. Алексей Кушнир, известный педагог, поддерживает: «Сидеть на громком чтении – затормаживать развитие. Чаще читать про себя, реже вслух. А обучение чтению на первых этапах только на эталоне чтения».

Перед приходом в первый класс и на самых первых уроках стараюсь выучить весь алфавит. На уроках дети составляют слова по образцу, я читаю, читают все вместе, читают вместе со мной подписи под картинками, запоминают. Стараются воспроизвести в конце урока, через день и т.д.

Вырезают буквы из старых газет и составляют слова (можно наклеивать). Лепят слова из пластилина.

Я читаю вслух, дети ведут пальчиком в воздухе, один указкой. Ученики читают вместе со мной вслух, повторяя за мной. Читают начало или конец слова, предложения (что показываю я). Вместе со мной или диктором (при использовании магнитофона) только окончание, потом всё слово. Учу детей следить глазами за читающим, при остановке чтения, дети должны показать слово, на котором остановился читающий. Во 2 классе поют песни за исполнителями, тексты лежат перед детьми.

Если очень трудный материал для восприятия, дети должны следить, проговаривать про себя, после чего ответить на вопросы, сказать о том, что поняли. Стараюсь задавать как можно больше вопросов. Тетрадка – тест у каждого ученика

(10 вопросов – утверждений), если ученик согласен с утверждением, он ставит «+», если не согласен - «-».

Например: Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Я предлагаю учащимся следующие утверждения:

1. Жили-были мужик да баба – « - »

2. Пошла Алёнушка в лес и братца с собой взяла – « - »

3. Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает – « + »

4. Не послушался Иванушка и напился из лошадиного копытца – « - »

5. Залилась Алёнушка слезами, села на пенёк – плачет – « - »

6. Алёнушка подумала-подумала и пошла за купца замуж – « + »

7. Привела ведьма Алёнушку на озеро – « - »

8. Одному козлёночку всё было ведомо – « + »

9. Велела ведьма растопить печи, греть котлы чугунные – « - »

10. Пошёл слуга на реку – « + »

Тетрадка ученика – 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 итог

Чтобы проверить правильность ответов, учащиеся обмениваются тетрадями в парах и под мою диктовку обводят правильные ответы, после чего идёт проверка ошибок. Такую работу я провожу и как проверку домашнего задания, и после первичного ознакомления с текстом, что нацеливает учащихся на внимательное чтение. Для обучения динамическому чтению необходима помощь родителей. Каждый день 10-20 минут. Взрослый читает вслух, ребенок следит, необходимо менять темп чтения (ускорять, уменьшать).

И параллельно начинается работа над скорочтением.

Начинаю работу над скорочтением с развития зрительной памяти, внимания, этому способствует так называемое «фотографирование» различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся за одну секунду должны запомнить все, что изображено на картинке «сфотографировать». Одну секунду можно отмерить, произнося число двадцать один про себя. Например, я показываю иллюстрацию к сказке. Дети должны за одну секунду запомнить все, что на ней изображено, и сказать, как называется сказка.

Перед демонстрацией предупреждаю учащихся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем после команд «Приготовиться!» «Внимание!» даю команду «Фотографируем!»

Начинаю работу в 1 классе. По мере того, как дети знакомятся с буквами, учатся читать, предлагаю следующие задания.

    Найти лишнюю букву (фотографируем):

а, о, в, у, и

    Найди лишний слог:

бо, но, ро, мы, со, ко

    Найди лишнее слово: река, речка, ручей, ручка, ручеёк.

(У меня подобран специальный блок слов для этой работы)

    Раздели слова на две группы:

корова заяц ленивый

соловей горох смелый

коза ежик честный

ворона медведь жадный

овца капуста добрый

сорока волк трусливый

огурец

    Из какой сказки эти слова?

Я - мышка норушка…

Бежит молочко по вымечку …

Очень хорошо развивают поле зрения таблицы Шульте. Работа выполняется за 10 секунд, но при тренировке многие учащиеся считывают за 5-4 секунды.

Таблицы Шульте



В работе с таблицами использую памятку:

1. Как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая их карандашом.

2. Старайся запомнить расположение сразу двух-трех следующих друг за другом чисел.

3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видят всю её целиком.

Наряду с таблицами Шульте использую и таблицы Т.Г. Швайко.

Цель – обучение вертикальному движению глаз.

Таблицы Т.Г. Швайко.

Комплект А № 1 Комплект А № 2 Комплект А № 3

13 33 9 4 26 26 31 23 5 21 10 32 27 3 23

3 22 19 2 30 17 3 35 11 29 6 35 17 13 33

28 31 12 24 6 14 22 8 24 6 30 12 24 5 8

7 10 21 27 14 20 33 27 16 13 22 9 15 26 29

35 18 1 16 8 12 30 18 2 34 20 28 34 18 1

23 5 29 32 11 1 7 25 28 9 25 4 7 31 13

15 34 17 25 20 32 10 15 4 19 16 11 19 2 21

Комплект Б составлен из чисел от 35 до 70, комплект В – от 100 до 135.

Работая над текстом на уроках чтения, использую следующие упражнения: «чтение-спринт», «чтение-разведка», чтение со счетом слов. Эти упражнения начинаю в конце 1 класса.

Чтение-спринт заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав губы, а после прочтения текста отвечают на сформулированные мною перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения поторапливаю детей: «Быстрей, быстрей, еще быстрей», добавляя при этом: «Читать нужно все». Рекомендую проводить это упражнение перед чтением вслух каждого текста. Перед чтением следует подготовить класс психологически, дать команды: «Приготовиться! Внимание! Начали!»

При обучении «чтению-спринт» пользуюсь следующей памяткой:

    Плотно сожми губы и зубы.

    Читай только глазами.

    Читай как можно быстрей.

    Ответь на вопросы к тексту.

При таком чтении использую ещё и такую форму работы – «Ответь одним словом». Когда, начиная читать текс, учащиеся не знают, какие вопросы им будут заданы, после чтения они должны ответить на мои вопросы одним словом из текста (учебники закрыты). Проверка может проходить как устно, так и письменно.

Чтение со счетом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчета числа слов назвать число и ответить на сформулированные мною вопросы к тексту.

Цель этого упражнения – загрузить уши учащихся посторонней работой – счетом слов.

В этом случае школьники лишены возможности произносить текст про себя. Они приучаются читать только глазами.

Первый вопрос к учащимся – о числе слов в тексте. Ответ можно считать отличным, если расхождение между названным числом и действительным

не превышает 2%, хорошим - удовлетворительным –5-10%, при условии, если дети ответили на вопросы по содержанию текста.

Упражнение постепенно усложняю, считая тройки слов, строки, пары слов, а на уроках русского языка предлагаю прочитать текст упражнения со счетом слов на определенное правило.

В целях обучения детей вертикальному чтению использую упражнение «чтение - разведка». Оно заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные перед чтением. Таким образом, дети учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное.

Использую памятку:

    Плотно сожмите губы и зубы.

    Поставьте пальцы на начало и конец строки.

    Просматривая текст вертикальным движением глаз, найди ответы на вопросы.

Это упражнение использую на уроках русского языка, например, «разведчики» находят в тексте словарные или слова на какое-либо правило. На уроках математики предлагаю отыскать среди примеров пример с определенным ответом.

Все эти упражнения провожу с привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается вслух и идет обычная работа над выразительным чтением, пересказом и т.д.

Выполнение каждого из этих упражнений занимает 5-7 минут. Ценность этих упражнений и в том, что после первого самостоятельного знакомства с текстом читают учащиеся его вслух выразительно, уверенно пользуются антиципацией (смысловой догадкой).

Наряду с основными упражнениями использую и другие:

1. Упражнение «финиш». Методика работы такая же, как при «чтении - спринт», только читаем до указанного слова и выражения.

2. Чтение с речевыми помехами. Ученик читает текст про себя, одновременно напевая знакомую песенку или декламируя наизусть стихотворение.

3. Чтение с простукиванием ритма. Простукивая карандашом по столу заранее выученный ритм, школьники должны читать глазами незнакомый текст, а после прочтения ответить на вопросы по содержанию.

4. Чтение страницы текста при условии, что закрыто линейкой 5 букв слева, потом 5 букв справа, затем 5 букв слева и 5 букв справа одновременно. Учащиеся догадываются, о чем там написано.

5. Чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки).

6. Игра «Шифровальщики» с использованием слоговой таблицы.

Например. Предлагаю учащимся « расшифровать» часть предложения, найти его в тексте (текст может быть как знакомый, так и незнакомый), прочитать абзац или часть и подготовить вопросы для одноклассников.

На палубе все смотрели и смеялись тому…

(Л.Н. Толстой «Прыжок»)

3 14, 62, 113 в, 112 с, 21, т, 104, 42 и с, 101, я, 42, сь 28, 61…

Или «зашифровываю» два первых слова из предложения, предлагаю найти это предложение и назвать в нём все встретившиеся орфограммы.

Провожу работу и по «зашифровке» самими учащимися слов на определённые правила, которые изучаем на уроках русского языка. Предлагаю «зашифровать» небольшие предложения для своих товарищей и, обменявшись тетрадями «расшифровать».

Я думаю, что, имея такую таблицу, каждый учитель может придумать массу различных интересных заданий для своих учеников и, таким образом, способствовать развитию интереса к чтению. При желании, такую работу могут организовать и родители дома, привлекая тем самым детей к чтению книг, способствуя общему интеллектуальному развитию своих детей.

Слоговая таблица.

а

о

и

у

ы

е

я

ё

ю

М

ма 1

мо 21

ми 41

му 61

мы 81

ме 101

мя 121

мё 141

мю 161

Л

ла 2

ло 22

ли 42

лу 62

лы 82

ле 102

ля 122

лё 142

лю 162

Н

на 3

но 23

ни 43

ну 63

ны 83

не 103

ня 123

нё 143

ню 163

Р

ра 4

ро 24

ри 44

ру 64

ры 84

ре 104

ря 124

рё 144

рю 164

Г

га 5

го 25

ги 45

гу 65

гы 85

ге 105

125

145

гю 165

К

ка 6

ко 26

ки 46

ку 66

кы 86

ке 106

126

146

кю 166

Д

да 7

до 27

ди 47

ду 67

ды 87

де 107

дя 127

дё 147

дю 167

Т

та 8

то 28

ти 48

ту 68

ты 88

те 108

тя 128

тё 148

тю 168

В

ва 9

во 29

ви 49

ву 69

вы 89

ве 109

вя 129

вё 149

вю 169

Ф

фа 10

фо 30

фи 50

70

фы 90

фе 110

фя 130

фё 150

фю 170

З

за 11

зо 31

зи 51

зу 71

зы 91

зе 111

зя 131

зё 151

зю 171

С

са 12

со 32

си 52

су 72

сы 92

се 112

ся 132

сё 152

сю 172

Б

ба 13

бо 33

би 53

бу 73

бы 93

бе 113

бя 133

бё 153

бю 173

П

па 14

по 34

пи 54

пу 74

пы 94

пе 114

пя 134

пё 154

пю 174

Ж

жа 15

жо 35

жи 55

жу 75

95

же 115

135

жё 155

жю 175

Ш

ша 16

шо 36

ши 56

шу 76

96

ше 116

136

шё 156

176

Х

ха 17

хо 37

хи 57

ху 77

97

хе 117

137

157

177

Ц

ца 18

цо 38

ци 58

цу 78

цы 98

це 118

138

158

178

Щ

ща 19

що 39

щи 59

щу 79

99

ще 119

139

щё 159

179

Ч

ча 20

чо 40

чи 60

чу 80

че 120

140

чё 160

180

Й

ъ

Ь

7. Пересказ ранее прочитанных текстов без предупреждения. Это упражнение хорошо развивает долговременную память учащихся.

Каждый учащийся на уроке имеет своё мнение по разным вопросам, оно не обязано совпадать с мнением других учащихся, учителя и даже автора произведения, так как каждый видит проблему по своему. Мнение любого очень важно.

Совершенствование техники чтения про себя - лучший фундамент

совершенствования техники чтения вслух. Быстрое чтение – мощный и современный инструмент познания окружающего нас мира.

Мои дети читают осознанно, умеют хорошо пересказывать, читать по ролям, задавать вопросы и отвечать грамотно, доказательно, четко, умеют сравнивать, обобщать, делать выводы, сочинять небольшие миниатюры, сказки, стихи.

При проведении анкетирования в марте 2014 года из 14 учащихся 10 человек написали, что очень любят уроки чтения, 4 человека любят уроки чтения, и ни один ученик не написал, что не любит уроки чтения.

Создала тесты-вопросники по чтению (учебник «Родная речь», 4 класс, авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.), которые учителя могут использовать в своей работе.

Здравствуйте, друзья! На что жалуетесь? У ребенка техника чтения хромает? Такс, будем лечить. Держите рецепт. Прописываю вам специальные упражнения по развитию техники чтения. Принимать регулярно, один раз в день по несколько штук. И техника чтения твердо встанет на ноги, а потом еще и вперед поскачет.

Такие волшебные упражнения действительно существуют. И если постараться, то на просторах интернета можно найти сотни разных методик, подходов, способов. Глаза разбегаются если честно, а мозг начинает медленно закипать. Не знаешь, что и выбрать.

Дабы оградить моих читателей от таких проблем, я позволила себе сделать выбор самостоятельно. В статью попали только самые интересные и вкусные, на мой взгляд, упражнения, которые несомненно помогут поднять технику чтения до уровня предусмотренного . Я не претендую на их авторство, разработаны они профессионалами: педагогами, психологами, профессорами.

Но я претендую на авторство их названий. Уж больно они скучные в оригинальном исполнении. Согласитесь, «Тайна пропавшего предложения» звучит намного веселее нежели «Зрительный диктант профессора И.Т. Федоренко». И наверняка вызовет больший интерес у младших школьников.

План урока:

Перечень упражнений

А вот и он! Перечень специальных читательных упражнений:

  1. «Пол-арбуза»
  2. «Потерянные буквы»
  3. «Глаз — алмаз»
  4. «Шерлок»
  5. «Зазеркалье»
  6. «Бешеная книжка»
  7. «Птицы прилетели»
  8. «Партизан»
  9. «Эх, раз! Еще раз!»
  10. «Тайна пропавшего предложения»

Упражнение 1. «Пол-арбуза»

Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.

Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Упражнение 2. «Потерянные буквы»

Еще одно упражнение на развитие антиципации.

Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?

Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы, которые вы видите ниже.

Книжн... полочка.

Нов... футболочка.

Больш... ложка.

Рыж... кошка.

Еще вот такую фразу:

Бобик все котлеты съел,

Он делиться не.......

И еще вот такие:

Ок-ок-ок — мы построим.......

Юк-юк-юк — поломался наш......

Упражнение 3. «Глаз – алмаз»

Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.

Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.

Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.

Задача ребенка:

  • на счет один найти и показать пальцем единицу;
  • на счет два – двойку;
  • три – тройку и т.д.

Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.

В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.

Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр нужно поменять.

Упражнение 4. «Шерлок»

На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие:

рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак

Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.

Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

Упражнение 5. «Зазеркалье»

Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?

Итак, читаем строчки в книгах слева направо. Уточню, сами слова переворачивать не надо. Читать «томегеб» вместо «бегемот» не нужно.

При таком способе чтения теряется смысл текста. Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.

Упражнение 6. «Бешеная книга»

Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.

Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.

Если ваш школьник еще только в 1 классе, а может быть и во 2 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.

Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И улучшится переработка информации мозгом.

Упражнение 7. «Птицы прилетели»

Покажите ребенку фразу «птицы прилетели». И попросите прочитать ее:

  • спокойно;
  • радостно;
  • громко;
  • тихо;
  • грустно;
  • с раздражением;
  • со страхом;
  • с издевкой;
  • со злостью.

Упражнение 8. «Партизан»

Школьник читает текст (или отдельные слова, если он еще совсем мал) вслух. Вы говорите: «Партизан». По этому сигналу школьник берет в рот карандаш (зажимает его между губами и зубами) и продолжает читать про себя. По сигналу «Партизан сбежал» вынимаем карандаш и снова читаем вслух. И так несколько раз.

Зачем это? Чтобы ликвидировать проговаривание слов во время чтения про себя. Проговаривание — враг быстрого чтения. Так что нужно его убрать. А когда в зубах зажат карандаш, проговаривать не получится.

Упражнение 9. «Эх, раз! Еще раз!»

Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.

Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!

Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились.

Чуток отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Поехали! Через минуту делаем засечку. Ух ты! Уже больше.

А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще круче!

Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.

Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»

Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.

Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:

  1. Покажите ребенку первую карточку.
  2. Школьник читает предложение и старается запомнить.
  3. Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
  4. Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
  5. Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.

В чем здесь смысл?

Как я уже говорила, на самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.

В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.

Во втором – 9,

в третьем – 10,

в четвертом и пятом по 11,

в шестом уже 12.

То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.

Тексты диктантов Федоренко легко найдете в интернете. Один диктант можно использовать дважды, трижды, если ребенку никак не удается все сделать правильно. К четвертому разу обычно уже все получается.

Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают.

Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.

Как заниматься?

Не нужно пытаться выполнять все упражнения сразу. Вашего ежедневного внимания требует только игра «Тайна исчезающих предложений», а уже к ней добавьте еще пару, тройку упражнений на свой выбор. Меняйте их, чередуйте, чтобы не надоедали. Не забывайте временами , чтобы оценивать свои успехи.

Заниматься нужно регулярно, каждый день, понемногу. Это главное правило! С подробным планом тренировок можно ознакомиться .

Не ленитесь, тренируйтесь, и будет вам счастье и пятерки в дневнике!

Друзья, а может быть вы тоже знаете какой-нибудь интересный способ улучшения техники чтения? Смею надеяться, что вы поделитесь им в комментариях. Заранее большое спасибо!

И до новых встреч на страницах блога!

Евгения Климкович.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении