Автомобильный портал

Четверть века назад в россии стартовала ваучерная приватизация. Распродажа века Приватизация дефолт ваучер национализация денежная реформа

Годовщине начала приватизации в России посвящается. 1 октября 1992 года в России началась выдача приватизационных чеков, которые в народе получили название ваучеры. Каждому жителю страны полагался один ваучер номиналом в 10 тысяч рублей. По декларациям реформаторов (в памяти народной они остались как триада Ельцин - Гайдар - Чубайс) ваучеры должны были превратить нас из советских неимущих пролетариев в российских собственников. Шутка ли, всем жителям России раздавали (бесплатно!) так называемые производственные фонды.

Активы всех предприятий оценили тогда в 4 триллиона рублей (еще советских). Из них 1,5 триллиона (35 процентов национального богатства) отдавалось россиянам в виде 150 миллионов ваучеров. Хочешь - продавай, хочешь - обменивай на акции моментально возникших чековых инвестиционных фондов (ЧИФ) и получай ежегодный доход, а хочешь - вкладывай в акции какого-нибудь предприятия на чековом аукционе.

Многие пытались стать акционерами своих же заводов и фабрик, других предприятий в родном городе. Но их старались не подпускать, говорили, что завод еще не готов к аукциону, всячески затягивали аукционы. Должны были закончить приватизацию к концу 1993 года, а затянули еще на полгода. Как теперь понимаем, был в том особый, главный смысл. Рабочие ведь имели (формально) льготные права на акции. Но когда тебе год не платят зарплату, ты или плюнешь на родной завод и уволишься, или продашь по дешевке ваучеры загадочным скупщикам.

А учителя, врачи, ученые, канцелярские работники не имели никаких льгот ни на что. Только на то, чтобы вложить ваучер куда-нибудь. (На эту тему появились десятки скабрезных анекдотов.) В итоге 24 миллиона россиян не использовали ваучеры - оставили как домашний исторический документ. 25 миллионов отдали в ЧИФы (они закрылись, лопнули, исчезли без следа), 40 миллионов купили акции каких-либо предприятий, но дивидендами даже не интересуются. По причине бессмысленности.

Вспомним, что обрушилось в течение одного года на наши головы. Путч августа 1991 года, распад СССР в декабре, отпуск цен с 1 января 1992 года. Батон за 13 копеек стал батоном за 12 рублей. Деньги печатали километрами. Все, что накопили люди за десятилетия трудов, превратилось в нуль, пошло прахом. Мы жили в постоянном шоке. Вот в каких условиях дали нам ваучеры. Стоимость каждого - 10 тысяч рублей, или две автомашины "Волга", объявил главный приватизатор, руководитель Госкомитета по имуществу Анатолий Чубайс.

Уже тогда это было издевательством и обманом.

За месяц до начала выдачи председатель Советского райсовета народных депутатов Москвы Ольга Алексеева сообщила: опрос жителей ее района показал, что 80% населения намерены избавиться от ваучеров путем их продажи в ближайшие месяц-полтора после получения. Причем предполагаемая сумма выручки колеблется в пределах от 700 рублей до 8 тысяч.

Уже в ноябре 1992-го в сельских районах ваучер продавали по цене 4 - 5 бутылок водки. Летом 1993 года на командировку во Владивосток я получил в кассе журнала 100 тысяч рублей. К тому времени ваучеры продавали за 3 тысячи. Или за две бутылки водки.

Кроме избранных, ТЕХ, КТО ЗНАЛ, ЧТО И КАК ДЕЛАТЬ. Для кого и подготовлена, проведена была беспрецедентная в истории мира акция. Беспрецедентная по масштабам и по бескровности отъема собственности. Итак, повторим: 24 миллиона россиян не использовали ваучеры - оставили как домашний исторический документ, 25 миллионов ваучеров растворились в лопнувших фондах, 40 миллионов - в акциях предприятий, или обанкротившихся, или не платящих дивиденды. Особо настырные могут получить, как Сергей Тимофеев, каменщик из Тулы: "Шесть ваучеров обменял на шесть акций Тульского оружейного завода. За каждую акцию в год начисляют по рублю. И еще вычитают подоходный налог".

Но ведь остался еще 61 миллион чеков! Проданных кому-то. Не лично, разумеется, а через посредников. По цене 2 - 3 бутылок водки.

Эти КТО-ТО, скупив чеки у безработных россиян, и завладели 35 процентами государственных предприятий России. Михаил Фридман, Герман Хан, Петр Авен, Олег Дерипаска, Борис Березовский, Владимир Богданов ("Сургутнефтегаз"), Владимир Потанин, Каха Бендукидзе и многие другие, с не столь громкими именами. Средняя цена ваучера составляла тогда 20 долларов. Значит, треть промышленных предприятий России купили за 1,2 миллиарда долларов!

PS. Но как уже не раз заявляли официальные и ответственные лица, никакого пересмотра итогов приватизации не будет. Ведь "частная собственность" должна быть неприкосновенна, даже если она основана на разграбление собственной страны.

Фильма А. Гентелева (израильское ТВ) "Олигархи":

Понятие ваучерной приватизации

Определение 1

Приватизационный чек (ваучер) – это источник платежа при приватизации, ценная бумага на предъявителя, выпущенная государством, с помощью которой граждане Российской Федерации расплачивались за акции (паи) инвестиционных фондов.

Ваучерная приватизация является фактической приватизацией активов, которые относятся к общенародным.

В России ваучерная приватизация проводилась с 1992 года по 1 июля 1994 года. Реформаторами экономической системы страны она определялась ка первый шаг к передаче государственной собственности частным лицам.

Основные этапы правительственной программы приватизации

Программа приватизации делилась на два этапа:

  1. Ваучерный этап;
  2. Денежный.

На первом этапе ваучерной приватизации предполагалось, что в течение 3-4 лет большинство государственных предприятий должно было быть преобразовано в акционерные общества и распределено среди всех российских граждан. Масштабы такой приватизации и ограниченные сроки были беспрецедентны в истории экономики мира.

Правительство страны было нацелено на придание программе приватизации статуса «народной». Однако, все сложилось иначе, и общенародный характер перераспределения активов государства среди населения оказался имитацией. Каждый гражданин России, в том числе новорожденные и люди пенсионного возраста, получили приватизационный ваучер, дающий право на владение частью государственного имущества.

Стоимость одного ваучера составляла 10000 рублей. Данная сумма денег по тем временам равнялась половине стоимости отечественных «Жигулей». Приватизационной программой предусматривалось, что в 1993 году население сможет продать ваучеры, получив за них наличные деньги, или же обменять на акции приватизируемых компаний. В результате, либерализация цен и, движущаяся быстрыми темпами, инфляция в скором времени привели к обесцениванию ваучера настолько, что к завершению 1993 года за 10000 рублей можно было приобрести всего лишь 3-4 бутылки водки.

Предусматривалось несколько моделей приватизации. Основной из них была схема, при которой руководство и работники предприятия объявляли о закрытом акционерном обществе. Акции подобных компаний не выставлялись на рынок. Руководящее звено предприятия фактически устанавливало контроль над ним и в большинстве случаев скупало те акции, которые были распределены между рабочими. В результате, хотя и некоторое количество акций предприятий, попавших под приватизацию, распределились между множеством небольших акционеров, сумма реальных владельцев бизнеса выросла незначительно.

Таким образом, все граждане России на некоторое время стали кандидатами на владение собственностью, а затем стало очевидно, что большинство из них не может получить доступ к бывшим государственным активам.

Следующий этап приватизации следует сразу после завершения ваучерной приватизации и заключается в распродаже крупных активов государства за «живые деньги». Осенью 1995 года открылись залоговые аукционы. Они работали по принципу передачи государством во временную собственность крупным коммерческим банкам своего контрольного пакета акций в высокодоходных компаниях, например, нефтяные компании, «Норильский никель» и др. Взамен долей государства банками должны были предоставляться ссуды правительству для финансирования бюджетных расходов. В течение определенного времени государство должно было вернуть ссуды банковскому сектору. В случае невозврата ссуд, государственные пакеты акций переходили кредиторам в собственность. Таком образом, объясняя срочной необходимостью пополнения бюджета, многие компании государственного сектора перешли в руки немногочисленных бизнесменов, которые имели тесные связи в правительстве.

Результаты ваучерного периода приватизации в России

Всего за период ваучерной приватизации было распродано более 16 тысяч государственных компаний. На конец 1994 года посредством ваучерных сделок около 70% всей национальной промышленности оказалось в частной собственности. Также перешла в руки частных лиц значительная часть объектов малой приватизации. К ней относились более 85 тысяч магазинов, ресторанов, кафе и т.п. В большинстве регионов малая приватизация завершилась в конце 1994 года. К этому же времени образовалось около 20 тысяч обществ акционерного типа на базе средних и крупных компаний.

Трудовые коллективы получили от государства несколько вариантов льгот. Значительная часть населения (около 75%) выбирала акции. Предполагалось, что данная форма собственности помогала избегать установления контроля извне над предприятиями. Однако, данный вариант не ознаменовался успехом, поскольку все акции скупались руководством компаний. Почти треть всех ваучеров распродалась за бесценок при помощи чековых инвестиционных фондов. 22 миллиона граждан заключили сделки с подобными фондами. В результате ваучеры, которые были внесены в инвестиционные фонды, не принесли никаких доходов, поскольку данные организации в скором времени прекращали свою деятельность. В этой ситуации работники становились владельцами акций лишь на короткий промежуток времени.

Замечание 1

Главный итог ваучерной приватизации заключался в переходе от командно-административной модели экономики к рыночной. Государство лишилось монополии большинства сфер национального хозяйства. Весь процесс занял всего пару лет. Ваучеры эффективно уничтожали существующую экономико-социальную систему. А при разрушении прежних основ не происходило роста экономики.

Итогом ваучерного этапа приватизации являлось большое число частных собственников, которые, в большинстве случаев, не были ответственными и эффективными предпринимателями, не имели представления о специфике отрасли. В первую очередь собственников волновало получение прибыли, а не производство и качество услуг.

Большие надежды возлагались на денежный этап приватизации, при котором предполагалось сглаживание недостатков и исправление ошибок, допущенных при выпуске и продаже ваучеров.

В этом разделе собраны материалы, свидетельствующие о многочисленных нарушениях в ходе проведения процесса приватизации. Эти нарушения проявились, прежде всего в «указном» порядке ее проведения. Приватизация в России, фактически, проводилась по президентским Указам Бориса Ельцина, зачастую вступавших в противоречие с законами определяющими порядок проведения приватизации и имеющих более высокий правовой статус . Так например, Указ от 14 августа 1992 года №914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» вступил в противоречие с законом «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР» от 03 июля 1991г. Утвержденное этим Указом Положение о приватизационных чеках предусматривало, что приватизационный чек является документом на предъявителя, в то время как закон о приватизации определял, что для приобретения государственных и муниципальных предприятий должны использоваться именные приватизационные вклады. Такой возможностью тут же воспользовались крупные спекулянты, принявшиеся скупать у граждан чеки и с их помощью получать контрольные пакеты акций приватизируемых предприятий.

Это позволило обеспечить прозрачную, быструю и экономичную приватизацию на равных условиях для инвесторов. Было проведено 31 централизованный публичный аукцион. Должен состояться 32-й централизованный публичный аукцион. Преобладающее использование публичных торгов в качестве метода приватизации позволило в течение этого периода максимальной цене проданных товаров.

Были проведены 30-й и 31-й централизованные публичные аукционы . Компании, подлежащие приватизации. В настоящее время приватизация в Болгарии происходит в условиях значительно ограниченного ресурса государственных компаний , подлежащих приватизации. В коммерческих компаниях также находятся 72 миноритарных доли принадлежащих государству акций и единиц.

Также, абсолютно незаконной была схема проведения залоговых аукционов. Залоговые аукционы Указом Президента РФ от 31.08.95 N 889 «О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности» были объявлены для получения государством кредитов под залог акций крупнейших доходных предприятий страны (ЮКОС, «Сибнефть», «Норильский никель», «Сургутнефтегаз», и др.), находящихся в государственной собственности . Суть этой идеи залоговых аукционов (придуманной Владимиром Потаниным была в следующем: в связи с дефицитом бюджета, государство под залог акций крупных компаний находящихся в его собственности берет у коммерческих банков кредит на один год. По условиям сделки, государство должно было погасить этот кредит в течение года, в противном случае, акции предприятий должны были перейти к кредиторам. Итог этой сделки следующий: кредит государство не вернуло, и заложенные предприятия, общая стоимость которых на тот момент составляла около 100 миллиардов долларов, достались членам консорциума по суммарной цене в 1 млрд. долларов. Незаконность этой операции состоит в том, что любые мероприятия с федеральной собственностью вообще не подвластны распоряжениям ведомств (комитет Госимущества) и президентским указам, поскольку находятся в ведении федеральных законов. Во-вторых, средства на возврат кредитов вообще не были заложены в законе о бюджете на 1996г. Поэтому возврат кредита не планировался правительством изначально. Еще один важный момент , состоит в том, что средства для покрытия бюджетного дефицита у государства имелись! Более того, эти "временно свободные" средства были размещены в тех самых коммерческих банках , которые спустя некотрое время этими же деньгами "кредитовали" государство. Фактически, залоговые аукционы являлись сделкой Б. Ельцина с олигархами, которые в обмен на "подаренные" им предприятия, используя свои связи и возможности, затем обеспечили ему победу на выборах.

Более важные проекты приватизации. Национальное агентство «Музыка». «Свободная зона - Пловдив». В следующем номере мы расскажем вам о более крупных бизнес-проектах «Северного холдинга», а также «ТранспортГарант», «Терна», «Масив», «Победа» и многих других предприятиях Велико Тырново. Анна Райковская.

С давних времен вопрос о массовой приватизации в Болгарии выглядит как крик старых ран. Зачем помнить надежды на более безопасное будущее 3 миллионов болгар или как сотни болгарских предприятий были украдены, истощены и уничтожены?! Потому что приватизация закончилась, но негативные последствия этого - нет. Последний, особенно Велико-Тырново, редко касается темы. Однако мнение профессора Добринки Златевой, декана экономического факультета Велико-Тырновоского университета Св. Кирилла и Мефодия: Все было сделано для создания идеи справедливости, которая не материализовалась.

Некоторые "реформаторы", были проникнуты благими намерениями и фанатично верили в спасительную силу «рынка». Однако, даже в то время здравомыслящим людям было совершенно очевидно - никакое рыночное пространство в ходе реформ появиться не могло! Попытка скопировать западную модель развития и применить ее в отечественных условиях являлась провальной по многим причинам. И немаловажной причиной провала этой попытки является крайне узколобое понимание "реформаторами-идеалистами" механизма функционирования рыночной экономики на Западе. В частности, они были одержимы фикс-идеей, полного устранения государства из экономики, считая, что достаточно сменить форму собственности с государственной на частную, как экономические трудности разрешатся сами собой. Очевидно, что это заблуждение. Во-первых, смена собственности с государственной на частную, без ряда дополнительных мер , никак не приводит к увеличению «эффективности» деятельности предприятий. Эффективность предприятий с частной формой собственности на Западе, (с которого бездумно брали пример «реформаторы») зависит от наличия целого ряда общественных и , которые регулируют их деятельность. Институты частной собственности на Западе формировались столетиями. А наши "реформаторы" хотели создать их за "500 дней". При этом, они совершенно упускали из виду тот факт, что во многом успешность сложившейся на Западе экономической системы поддерживалась за счет колониальной, а затем финансовой эксплуатации других государств. Во-вторых, Западная экономическая модель совсем не исключает присутствия государства в экономике. Например, американское сельское хозяйство во многом пользуется благами государственной помощи , стоимость транспортных услуг также регулируется государством. Госрегулированию в США подлежат также тарифы на услуги компаний, из списка так называемых "естественных" монополий (поставщики электроэнергии, водоснабжения, компании предоставляющие телекоммуникационные услуги и т.д).

Воздушный шар дует ему и массовое ограбление. Затем начинается процесс, который будет выполнять обычный человек , который понятия не имеет об этом. Приватизационные фонды приходят, чтобы увидеть их интерес. Теперь в Центральном депозитарии есть мертвые запасы, которые люди спрашивают себя, что делать. Бойко Борисов говорит о пересмотре приватизации?! Это хорошо для СМИ, чтобы вернуться к теме, но мой интеллектуальный интерес к ней исчерпан, потому что ничего не изменится. Пересмотр приватизации, даже если это было сделано, не приведет к какому-либо справедливости.

Также, мы бы хотели упомянуть о закулисных советниках Гайдаро-Чубайсовской команды. Используя противоречия, существовавшие среди младо-реформаторов в видении ими конечного результата реформ, эти люди вносили свои "конструктивные" предложения в программу реформ и, в частности, в программу проведения приватизации. Однако, их цели, или точнее - цели тех людей, которые стояли за спинами этих "советников" кардинально отличались от утопических представлений "реформаторов-идеалистов". Это были абсолютно реальные цели - по возможности быстро, разрушить единый механизм функционирования народного хозяйства . Первым шагом к этой цели явился преступный сговор трех предателей, окончившийся развалом СССР. Разрушение системы экономических связей, выразившееся в возведении таможенных барьеров - это лишь один из ударов нанесенных единому производственно-экономическому механизму страны. Также, одним из орудий разрушения была программа приватизации, предпологающая максимальное дробление и расчленение некогда единых производственных комплексов . Некоторые западные экономисты предупреждали о возможных последствиях такого радикального и чрезвычайно ускоренного подхода к реформам. Поэтому эти "гарвардские" советники торопили наших "реформаторов" не давая им опомниться и проанализировать ход реформ. Нужно признать, что эти "советники", (в отличии от наших неразумных "реформаторов") поставленные перед ними задачи выполнили.

Отсутствие научного интереса заключается не в том, что тема не стоит того. Скорее всего, потому что за уголовное владением инвестиционных облигаций и инвестиций в приватизационные фондах, мошенничество акций капитала прокрутки через ряд компаний, которые будут пронесся следы остаются живыми людьми, и некоторые из них находятся среди нас. Тогда коммунистическое правительство Жана Виденова в последний год его правления начало первую волну массовой приватизации. Идея, на первый взгляд, благородна. Кто, если не коммунисты, которые всегда блуждают по социальной экономике, справедливо распределит среди обычных граждан социальные товары, построенные через социализм?!

Приватизация 1991-1997 годов стала логическим завершением выхода России на новый путь развития – рыночную экономику . Разгосударствлению подлежало все недвижимое имущество (предприятия, жилье), природные ресурсы , земля. По сути приватизация является передачей бывшей госсобственности в руки частных владельцев (как вариант - коллективов).

Это сигнализирует о начале первоначального накопления капитала людей из коммунистической номенклатуры или КП, которые затем становятся активными участниками приобретения государственной собственности. По последнему механизму заводы покупают дорогостоящее сырье, а их продукция продается дешево, декапитализируются, попадают в долги и становятся легкой добычей, а затем приватизируются по бесценной цене. Финансовые ресурсы , накопленные этим и всеми другими незаконными способами , должны быть легализованы, и это именно то, что под видом массовой приватизации, когда огромные активы массово демонтируются.

Порочный круг социалистического хозяйствования и управления, когда всё принадлежит всем и никто конкретно в результате не заинтересован, привел к катастрофическому состоянию экономики. Развал СССР в 1991 добавил масла в огонь. Старая правовая база уже не соответствовала требованиям действительности. Новая фактически не была сформирована.

В таких условиях передача государственной собственности частникам имела решающее значение. Ставка делалась на то, что новые владельцы будут кровно заинтересованы в прибыльности предприятий и смогут наладить разрушенное за годы советской власти производство. Но именно из-за отсутствия четкой правовой базы благое начинание пошло по ложному пути и превратилось в настоящее разворовывание богатств страны.

Как и по каким формам происходит мошенничество граждан? Он начинается с покупки облигационных книг перед по цене от 5 до 5 левов от представителей приватизационных фондов. Облигации могут быть переданы, но закон запрещает это для добросовестных книг. Но эти представители обходят законодательные положения через так называемые контракты на авторизацию и консультации по вопросам массовой приватизации. Таким образом, уполномоченное лицо может представлять гражданина централизованных аукционов и приобретать акции по собственному усмотрению.

Ваучерная приватизация

Управление ходом приватизации традиционно связывают с именами двух людей: Анатолия Чубайса и Егора Гайдара. Первый – председатель Госкомимущества РСФСР и один из авторов новой экономической реформы . Второй - заместитель главы правительства по экономическим вопросам и главный идеолог приватизации.

Непонимание того, что делать с бонусами, также возложило на них возникающих инвестиционных посредников. Последний, чтобы побудить граждан подписать контракт на управление своими облигациями, громко обещал большой дивидендный доход. Это, конечно, была полная иллюзия. Кража акций приватизированных компаний - еще одна прямая форма мошенничества - осуществляется ложными доверенными лицами , «брокеры» или недобросовестными инвестиционными посредниками, которых было достаточно, чтобы представить оригинал или дубликат депозитарных расписок.

По их предложению было решено провести процесс разгосударствления путем распространения среди населения приватизационных ваучеров (чеков) гособразца. По задумке идеологов реформы 1 ваучер равнялся 10-ти тысячам дененоминированных рублей. Выдача ваучеров была попыткой как-то урегулировать ход приватизации при отсутствии адекватной правовой базы.

С их помощью они воспользовались незнанием и наивностью владельцев акций и предложили им выкупить депозитарные расписки по гораздо более низкой цене, чем фактическая стоимость одной акции. Или через откровенные фальсификации они перевели свои счета на чужие счета. Таким образом, десятки тысяч мелких акционеров оказываются в ужасе. Самое большое мошенничество и крах экономики. началось после приватизации предприятий. Приватизационные фонды уже являются акционерными обществами. После приобретения права собственности на наиболее привлекательные промышленные предприятия с облигациями граждан стоимостью не более одной десятой их реальной стоимости они в большинстве случаев переводят доходы от бизнеса или от продажи своих активов дочерним компаниям , им.

Стоимость всего имущества была условно поделена на общее число граждан страны. 1 ваучер и обозначал долю, которой владел каждый отдельно взятый россиянин. По замыслу держатели ваучеров после окончания приватизации должны были получать некий процент прибыли от суммарных доходов предприятия, долей которого они владели.

Что происходило на самом деле

Ход приватизации теоретически регулировался двумя главными правовыми актами . Один из них был издан по инициативе лично президента Ельцина. Но на деле эти законы не действовали. Приватизация производилась огромной коррумпированной «машиной». Проценты и доли участников подтасовывались. В одних случаях предприятия силой захватывались их директорами. В других - в ход шли взятки чиновникам, которые должны были регулировать процесс и следить за соблюдением законов.

Большое ограбление начинается с продажи машин, земли и зданий, присвоения банковских бизнес-счетов. Это также прекрасная возможность для отмывания денег. Средства приносят пользу членам совета директоров приватизационных компаний, близких к ним, а также бывшим директорам компаний, занимающихся их разграблением. Большинство фондов намеренно направляются на банкротство, а потери остаются для граждан. Или, акционерные общества , наследники фондов приватизации, трансформируются в различные коммерческие компании, меняют адреса своих штаб-квартир и состав совета директоров, в то время как вкладчики теряют свою долю в торгах.

Ваучеры, которые были розданы населению, фактически мало что стоили. 2 ваучера в 90-ые годы меняли на одну бутылку водки или пару килограмм гречки. Простые россияне не знали, как поступать с этими документами, поэтому нередко просто выменивали их на еду. Ваучеры пачками скупались спекулянтами всех мастей, и в результате основная часть населения страны в приватизации вообще никак не участвовала.

Часто объявления об общих собраниях публикуются в газетах из других регионов, акционеры их не присутствуют и так медленно и медленно теряют свои права. Другой случай «жало» - это когда акционеры не вносят согласованные взносы вовремя. Им отправляется письменное уведомление , обнародованное в Государственном бюллетене, о котором никто не замечает. Таким образом, акционеры опускаются компаниями, теряя свои доли и все сделанные до сих пор взносы. Феномен Велико Тырново «Север Холдинг» и компании Алексея Канчева в старой столице.

Компания распределяет дивиденды своим акционерам только в первый год своего существования. В последующие годы прибыль резервируется для резервного фонда . В Велико Тырново есть рассказ о том, что везде, где «Северный Холдинг» потеет все позади. Компании была предложена первая волна, но схема приобретения была изобретена адвокатом Митько Миневым. Даже тогда растение не находится в цветочном состоянии, но приватисты заканчивают его. Кетмаш в убытке, инвестиции не производятся, наоборот.

Ценнейшая госсобственность почти «раздаривалась» тем, кто имел связи в Госкомимуществе и подчиненных организациях. В ходу была такая схема: реальная стоимость предприятия искусственно занижалась, после чего на залоговом аукционе оно продавалось за бесценок заинтересованному лицу . Особенно часто это практиковалось в отношении крупных объектов типа морских пароходств, заводов черных и цветных металлов, предприятий по добыче нефти и пр.

Постепенно владельцы делятся с некоторыми производствами, в то время как продажи активов компании идут. Это последняя попытка какой-то продукции. В принципе, компания выигрывает от процентов и аренды. Г-н Статков о приватизации Болгарской морской флотилии снова заговорил несколько дней назад в связи со скандальным заявлением заместителя премьер-министра Валерия Симеонова, который объявил, что приватизационный контракт не соблюдается и даже намекнул на отмену сделки. прежде чем вдаваться в подробности дела, вспомним историю этой приватизации.

Результаты

Всего за весь период приватизации (процесс длился вплоть до 2006 года) было приватизировано более 120 тысяч бывших государственных предприятий. За эту ценность в казну государства поступило около 17 млрд долларов, что равнялось 505 млрд рублей по курсу 1 доллар = 30 рублей. 2/3 этой собственности было приватизировано в 1992-1997 годах. За нее государство выручило только 90 млн рублей с учетом буйствовавшей тогда гиперинфляции.

Это приватизационная продажа 70% капитала Болгарского морского флота Варна, покупная цена более 7 млн. Акций, что составляет 70% капитала навигационной компании, составляет 440 млн. Цена за акцию составляет около 58 левов. При определении суммы этих 70% были применены три метода оценки для 100% капитала. Согласно этим методам, Компания оценивалась следующим образом : по методу чистых активов - до 933 млн. Левов по методу дисконтирования чистых денежных потоков - до 466 млн. Левов и рыночным аналоговым методом - 620 млн.

Расчеты на 100 процентов. В рамках приватизационного контракта Стратегия приватизации Общества, принятая по предложению Совета министров Национальным собранием, закреплена, поскольку она является стратегической и подпадает под действие приложения 2 к Закону о специальной приватизации.

Приватизационный чек (ваучер) эпохи приватизации в России

Ваучерная приватизация проводилась в 1992-1994 гг. Ей предшествовали законодательные акты Верховного Совета РСФСР , принятые летом 1991 года, которые предусматривали выкуп государственных предприятий и их преобразование в акционерные общества. Для упорядочения приватизации был принят закон «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР», согласно которому каждый гражданин России получал именной приватизационный счет, на который должны были зачисляться денежные суммы, предназначенные для оплаты приватизируемого государственного имущества. Закон не разрешал продажу приватизационных вкладов другим лицам. Этот закон, однако, не был осуществлен, и вместо него была проведена ваучерная приватизация.

Практическим руководством к приватизации служили Указы Президента РФ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» (29 декабря 1991 г.), «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» (29 января 1992 г.), «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» (1 июля 1992 г.), «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» (14 августа 1992 г.), «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (24 декабря 1993 г.).

Ваучерная приватизация была противоречива. Формат приватизации был во многом результатом компромиссов между Правительством и Верховным советом, с учетом принятых в разное время нормативных актов и интересов разных лоббистских групп. Так, Е. Гайдар и А. Чубайс изначально не были сторонниками ваучерной приватизации, предлагая отказаться от нее в пользу постепенной приватизации за деньги . Однако, закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 3 июня 1991 года предусматривал приватизацию с использованием приватизационных именных счетов. Недостатком этого решения была его коррупционная уязвимость: с учетом преимущественного права работников предприятий на выкуп их акций, директора, используя давление на работников, получили бы широкие возможности для захвата контроля над предприятиями. В качестве компромисса между позицией Верховного Совета и Правительства, чеки были анонимизированы (что приближало приватизацию к рыночной схеме), право трудовых коллективов на преимущественный выкуп акций сохранено.

Летом 1992 г. были введены ваучеры (приватизационные чеки), которые небесплатно раздавались населению. За каждый ваучер необходимо было заплатить 25 рублей, независимо от того, кто получал ваучер взрослый человек или ребёнок. Номинальная стоимость ваучера составляла 10 тысяч рублей. Имущество предприятий страны было оценено в 1400 миллиардов рублей, и на эту сумму были изданы ваучеры. По утверждению главы Госкомимущества Чубайса, руководившего приватизацией, один ваучер соответствовал по стоимости двум автомобилям «Волга» . Но купить эти автомобили в обмен на ваучер было нельзя.

Реальная рыночная стоимость пакета акций, который можно было получить в обмен на один ваучер, колебалась в широких пределах в зависимости от компании, чьи акции приобретались в обмен на ваучер, а также от региона, где это происходило. Например, в Нижегородской области один ваучер можно было обменять в 1994 г. на 2000 акций РАО «Газпром» (их рыночная стоимость в 2008 г. составила порядка 700 тыс. рублей), в Московской области - на 700 акций Газпрома (в 2008 г. - порядка 245 тыс. рублей), а в г. Москве - на 50 акций Газпрома (17 тыс. руб. в 2008 г.) За один ваучер можно было также получить 7 акций Торгового дома «ГУМ» (менее 100 руб. в 2008 г.)

Бывший министр экономики экономист Андрей Нечаев так прокомментировал ваучерную схему:

С точки зрения применявшейся модели приватизации номинал ваучера не имел никакого значения. Ваучер определял лишь право что-то купить при приватизации. Реальная его стоимость зависела от конкретной приватизационной ситуации на конкретном предприятии. Где-то на ваучер можно было получить 3 акции, а где-то - 300. В этом смысле на нем можно было написать и 1 рубль, и 100 тысяч рублей, что не изменило бы его покупательную способность ни на йоту. По-моему, идея снабдить эту ценную бумагу номиналом принадлежала Верховному совету. Чтобы придать номиналу хотя бы какую-то рациональную основу, решили привязать его к стоимости основных фондов на душу населения.

Такой порядок приватизации давал серьезные преимущества так называемым «красным директорам», то есть руководителям предприятий, получившим эти должности в советские времена. Во многих случаях основная доля акций предприятия оказывалась в руках трудовых коллективов; используя административное давление, директора могли добиваться нужных результатов голосования на собраниях акционеров, а впоследствии зачастую и выкупать долю работников предприятий, становясь полноправными владельцами.

Однако, идеологи приватизации неоднократно отмечали, что стремительная выдача приватизационных чеков была направлена именно на то, чтобы ограничить возможности «красных директоров» по лоббированию и проведению приватизации по еще более выгодным для них схемам. В ноябре 2004 года А. Чубайс в интервью The Financial Times сказал: «У коммунистических руководителей была огромная власть - политическая, административная, финансовая… Нам нужно было от них избавляться, а у нас не было на это времени. Счет шел не на месяцы, а на дни».

Основная масса населения не знала, что делать с ваучерами, поэтому их стали продавать скупщикам. Цена ваучеров стремительно падала, упав до 3-4 тысяч рублей к маю 1993 года. С целью помочь реализации ваучеров создавались чековые инвестиционные фонды, обменивавшие ваучеры на акции разнообразных компаний.

Во многом приватизация в России повторила историю приватизации церковных земель во Франции во времена Французской Революции. На тот момент земли церкви были конфискованы, и на основе этих земель (позже к списку земель добавились бывшие имения иммигрантов и земли, принадлежащие короне) были выпущены ассигнанты, которые впоследствии начали использоваться как деньги. Земли впоследствии были распроданы на аукционах, в которых зажиточные крестьяне и буржуа имели преимущество перед бедными крестьянами, что, как и в России, привело к расслоению общества.

Многочисленные критики указывают, что ваучерная приватизация была нечестной, несправедливой, привела незаслуженному резкому обогащению узкой группы лиц. В ответ на это А. Чубайс отмечает: «Мы не могли выбирать между „честной“ и „нечестной“ приватизацией, потому что честная приватизация предполагает четкие правила, установленные сильным государством, которое может обеспечить соблюдение законов. В начале 1990-х у нас не было ни государства, ни правопорядка… Нам приходилось выбирать между бандитским коммунизмом и бандитским капитализмом» .

14 августа 1992 года президент России Борис Ельцин подписал указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в РФ». Каждому россиянину полагался ваучер номиналом в 10 тыс. руб. В то время правительство РФ оценило национальное достояние страны - в 4 трл.старых рублей. Из них 1.5 тр. рублей предназначалось к бесплатной раздаче населению.

Таким образом, двадцать пять лет назад, 1 октября, в РФ начался передел собственности с помощью системы ваучеров. Ваучеризация стала первой частью спектакля по масштабному переводу госсобственности в частные руки. После второй части, залоговых аукционов, основным лейтмотивом части номенклатуры стало желание «тихо отползти от точки хапка на расстояние срока давности».

Ключевую роль в процессе безболезненной трансформации статуса собственности из условно общенародной, в частную, сыграло государство. Его возможности позволили только обеспечивать информационное и организационное сопровождение процесса и стать основным источником экономических потрясений для масс населения, в результате которых ваучер в глазах совершенно дезориентированного населения потерял всякую ценность. В ноябре 1992-го ваучер зачастую продавали по цене 4 - 5 бутылок водки, что характеризует не только время, но и образ мышления значительной части населения.

Каковы же были цели ваучерной (1992 - 1994 годы) и денежной приватизации (1995 - 1997 годы) в России? Каковы их последствия? И как они находят отражение на состоянии современной экономики, рассмотрим в последующем.

Бывали хуже времена, но не было подлей

Н.А.Некрасов

Знать прошлое необходимо, чтобы не повторять ошибок в будущем. К тому же страна должна знать своих «героев», в результате действий которых мы имеем то, что имеем.

Ваучерная приватизация (перевод государственного имущества в частные руки), проводилась в России в 1992-1994 годы. Какова же была её цель?

Прежде чем рассмотрим суть ваучерной приватизации, необходимо остановиться на некоторых аспектах социально-экономической политики государства, предшествующих ваучеризации.

СУТЬ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ПРИВАТИЗАЦИИ

В современной России первый раздел «элитами» государственной собственности начался 24 декабря 1990 года, после принятия закона РФ N 443-1 «О собственности в РСФСР». Далее начался подготовительный этап, на котором регламентировался порядок приватизации. В рамках подготовительного этапа 22 января 1991 года была проведена денежная реформа. Формальной причиной для проведения реформы была объявлена борьба с фальшивыми рублями, якобы завозимыми в СССР из-за рубежа. Но очевидно, что этим шагом от участия в приватизации отсекались возможные претенденты на государственное имущество. К тому времени денежные запасы имелись у значительной части населения, и они представляли опасность. Дело в том, что главным инструментом приватизации были выбраны анонимизированные приватизационные чеки, которые раздавались населению, начиная с 1 октября 1992 года. Как показала история, эти чеки через выкуп за наличный расчёт концентрировались под контролем инициаторов приватизации и впоследствии использовались ими для выкупа государственного имущества.

Но цели денежной реформы были достигнуты лишь частично. Вместо запланированных 51 млрд. наличных рублей у населения изъяли лишь 14 млрд. и с 1 апреля 1991 года стартует новый этап конфискации накоплений - повышение цен, а со 2 января 1992 года было упразднено государственное регулирование цен. С января 1991 года до октября 1992 года (момент выдачи ваучеров населению) рост цен составил 2595% (https://smart-lab.ru/blog/97253.php).

Рост цен был необходим для обесценения средств на вкладах, которые были не изъяты в ходе денежной реформы, а заморожены, и для дальнейшего исчерпания запасов наличных рублей у населения. Кроме того, в ходе масштабного повышения цен возник значительный спрос на наличные деньги у нижнего и базового социальных слоев населения, т.е. к 1 октября 1992 года, значительная часть населения было готово сразу же продать только что полученные ваучеры кому угодно.

Но для выкупа приватизационных чеков у населения требовалась значительная масса наличных рублей и в 1992 - 1993 годах начинаются дополнительные эмиссии новых рублей. В течение 1992 года объём денежной массы в обращении возрос в 13,3 раза, в течение 1993 года в 5,2 раза. Причем следует отметить, что значительный удельный вес в денежной массе составили наличные деньги в обращении.

Таблица 1. Прогноз инфляции в СССР, сделанный в 1985 году на 6 лет вперёд

Таблица была построена по данным различных ежегодников ЦСУ (Госкомстата) в 1985 году. В ней был дан прогноз роста инфляции. Прогноз практически полностью подтвердился событиями начала 90-х годов, когда 27 февраля 1992 года был подписан Указ № 196 «О снятии ограничений на использование средств населения на специальных счетах в Сберегательном банке Российской Федерации», в котором по сути речь шла о «размораживании» советских вкладов. И вот тогда скрытая инфляция, накопленная в виде вкладов на сберегательных книжках, хлынула в экономику, по сути, уничтожив её (http://inance.ru/2014/08/centrobank/).

Таблица 2. Структура денежной массы (%)

Рост денежной массы происходил в основном за счёт кредитов ЦБ Правительству РФ, коммерческим банкам, странам СНГ и в результате накоплений международных резервов, что говорит об адресности распределения эмитируемых рублей. Именно эти рубли использовались для выкупа у населения ваучеров, а значит и права на долю государственной собственности.

В ходе этих действий у «элитарного» слоя России появились крупные промышленные и торговые предприятия в частной собственности, которые могли передаваться по наследству.

ВОПРОС О СОБСТВЕННОСТИ - ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ВАУЧЕРИЗАЦИИ

В результате целой серии операций, выполнявшихся непосредственно под руководством американцев, были проведены кардинальные преобразования: расчленён СССР, дезорганизовано народное хозяйство, большинство народа лишено всех своих сбережений, разрушены основы существовавшего государственного управления, дезориентировано сознание людей, ликвидированы возможности сопротивления, принята новая конституция, узаконившая авторитарный режим.

Вместе с тем народное хозяйство, заводы и фабрики продолжали оставаться в основной своей части в руках государства.

В повестку дня встал вопрос о собственности. В новой обстановке можно было приступать к его решению. Была поставлена задача изменения социального устройства страны, установления власти олигархии, для чего намечалось создание прослойки собственников-олигархов, которые должны стать опорой власти, а подавляющее большинство населения отбросить в нищету и бесправие, фактическое рабство. С этой целью была выдвинута идея ваучерной приватизации.

В декабре 1993 года Ельцин в выступлении по телевидению заявил:

«Нам нужны миллионы собственников, а не горстка миллионеров. В этой новой экономике у каждого будут равные возможности, остальное зависит от нас. Каждый гражданин России, каждая семья получат свободу выбора. Приватизационный ваучер - это для каждого из нас билет в мир свободной экономики».


Глашатаем ваучерной кампании стал А.Б. Чубайс, который неоднократно заявлял по телевидению о лучезарных перспективах, о том, что каждый может за свою долю собственности страны (ваучер) получить в будущем две автомашины «Волга».

На деле же осуществлялся чётко спланированный удар по российской экономике, подобный тому, как парализуют гусеницу, вводя яд в узловые нервные окончания.

Уже в то время последствия планируемых мероприятий были достаточно прозрачны. Однако, несмотря на серьёзные возражения, протесты, отрицательные заключения экспертов и негативное отношение депутатов Государственной Думы РФ, президент РФ Указом от 24.12.93 г. утвердил новую Программу приватизации, составленную Госкомимуществом, по указке иностранных советников.

«ТЕОРИЯ» ПРИВАТИЗАЦИИ

Сначала рассмотрим исторические и экономические «корни» приватизации в России, различные её варианты и критерии выбора между ними. Нижеследующие вопросы объективно должны были возникнуть перед советским (российским) правительством на начальном этапе экономических реформ.

Существовали две центральные проблемы - законодательное обеспечение передачи принадлежащих государству прав собственности на средства производства гражданам и негосударственным юридическим лицам, а также разработка детальных процедур приобретения покупателями единых имущественных комплексов производственных и иных ценностей. Введение порядка, устанавливающего неотъемлемое право каждого гражданина на приобретение любых видов имущества, кроме тех, передача которых в собственность граждан запрещена Законом, и на использование этого имущества как средств производства позволяет создать основу для беспрепятственного осуществления процесса приватизации при переходе к капиталистической модели хозяйствования. Важнейший вопрос - почему нужно продавать государственную собственность, а не раздавать её гражданам бесплатно?

Идея бесплатной раздачи средств производства, выдвинутая рядом известных экономистов, политических деятелей и поддержанная некоторыми средствами массовой информации, получила широкий общественный резонанс. От бесплатной раздачи ожидаются: создание равных «стартовых условий» рыночной деятельности для всех граждан, нейтрализация «теневого капитала», возврат народу ранее недоплаченных ему средств и т.п. Внешняя простота и кажущаяся социальная справедливость подобного метода приватизации снискали ему определённую популярность.

Действительно, государственная собственность создавалась всем народом, причём многими поколениями. Но это вовсе не означает, что её надо бесплатно вернуть всему «народу». Более глубокий экономический и правовой анализ показывает, что эмоциональная привлекательность бесплатной раздачи государственной собственности не соответствует тем непривлекательным результатам, которые наиболее вероятны при попытках осуществления подобного способа приватизации:

Во-первых , бесплатная раздача несправедлива и именно потому, что государственная собственность имеет ярко выраженное общественное происхождение. Прямая передача этой собственности отдельным лицам или группам не ликвидирует, а усилит неравенство вследствие того, что различные объекты государственной собственности несопоставимы ни по стоимости, ни по качеству, ни по потенциальному доходу, который можно получить от них. Иначе и быть не может, поскольку заниматься «делёжкой» будет ограниченный круг лиц, а наша обширная практика показала всю бесплодность иллюзий о государственном аппарате как людях не могущих иметь никаких личных экономических интересов.

Во-вторых , бесплатная раздача государственной собственности (в равной мере между всеми гражданами), невозможна, так как не существует единого критерия такой процедуры. Кроме уже упоминавшейся несопоставимости объектов государственной собственности (при одной и той же балансовой стоимости реальная их ценность может существенно различаться), несопоставимы и различные категории граждан: у одних больше трудовой стаж, у других - выше зарплата или должность, у третьих - больше детей и т.д. Поэтому попытки раздать всем поровну обязательно приведут к бесконечным и бесплодным спорам о том, у кого больше прав на собственность.

В-третьих, бесплатная раздача неэффективна, так как обладать собственностью это значит не только получать доходы, но и нести убытки, оплачиваемые в конечном счёте из имущества собственника. Поэтому собственниками средств производства все граждане быть не смогут, да и не захотят. В лучшем случае полученный «кусок» государственной собственности значительная часть граждан перепродаст, причём по крайне низким ценам, тем, кто действительно готов нести всю имущественную ответственность за использование средств производства и рисковать своей собственность во имя получения прибыли.

ВАУЧЕРИЗАЦИЯ ПО-РУССКИ

Её официально провозглашенной целью являлось создание в России мощного класса собственников. Для этого значительную часть государственного имущества: заводы, фабрики, магазины, аптеки, кинотеатры и т. д. было решено передать всем гражданам страны безвозмездно.

Обеспечить эту передачу и должен был специально созданный для этого «ваучерный механизм» на основе проекта закона «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР».

Согласно этому закону на каждого гражданина России в государственном банке должен быть открыт именной приватизационный счёт, который будет гарантировать своему владельцу право на долю в безвозмездно распределяемой государственной и муниципальной собственности.

Закон не разрешал какую-либо передачу приватизационных счетов другим лицам (во избежание обмана граждан со стороны мошенников).

Изначально Гайдар и Чубайс (в памяти народа остались главными «идеологами» приватизации) были против «именной» ваучерной приватизации, однако вскоре был найден способ обхода этого механизма.

В дальнейшем изначально правильный справедливый механизм личных счетов был упразднен.

В 1992 году для работы в Госкомимуществе правительством России были приглашены более 200 иностранных специалистов. Среди приглашенных оказались кадровые сотрудники ЦРУ и военные разведчики США - Бойл, Христофер, Шаробель, Аккерман, Фишер, Уаймен, Камински, Шлейфер, Уилсон и другие. Чубайс приказом № 141 по Госкомимуществу назначил начальником отдела иностранной помощи и экспертизы гражданина США Джонатана Хея, по данным российских спецслужб - кадрового сотрудника ЦРУ. Некоторых из них затем судили в США, что они, будучи действующими офицерами разведки, незаконно обогащались в период приватизации в России.

Об этом, кстати, заявил Президент РФ Путин В.В. 25.04.2013 во время проведения «прямой линии» (правда, не называя конкретных имен).

Вот такая «бригада ух» и приступила к ускоренной приватизации государственного имущества России.

По настоянию Чубайса Ельцин (президент РФ 1991 - 1999 годы) отменил именную приватизацию, обезличив ваучеры своим Указом. Эти бумаги именными уже не являлись.

Замена закона указом Президента была сделана во время отпуска тогдашнего Верховного Совета (кстати, не отменить ли «каникулы» и депутатам Государственной Думы РФ на всякий случай? А то расслабляются и летом и зимой, понимаешь - мало ли...).

В силу чрезвычайных полномочий, дарованных в те времена парламентом, президентский указ, не опротестованный парламентом в десятидневный срок, приобретал силу закона. Когда депутаты вернулись с «каникул», сделать было уже ничего нельзя. По крайней мере, так говорят депутаты...

КАК ПРОХОДИЛА ВАУЧЕРИЗАЦИЯ

По декларациям реформаторов (в памяти народной они остались как триада Ельцин - Гайдар - Чубайс) ваучеры должны были превратить нас из советских неимущих пролетариев в российских собственников. Шутка ли, всем жителям России раздавали (бесплатно!) так называемые производственные фонды.

Активы всех предприятий оценили тогда в 4 триллиона рублей (ещё советских). Из них 1,5 триллиона (35 процентов национального богатства) отдавалось россиянам в виде 150 миллионов ваучеров. Хочешь - продавай, хочешь - обменивай на акции моментально возникших чековых инвестиционных фондов (ЧИФ) и получай ежегодный доход, а хочешь - вкладывай в акции какого-нибудь предприятия на чековом аукционе.

Многие пытались стать акционерами своих же заводов и фабрик, других предприятий в родном городе. Но их старались не подпускать, говорили, что завод ещё не готов к аукциону, всячески затягивали аукционы. Должны были закончить приватизацию к концу 1993 года, а затянули ещё на полгода. Как теперь понимаем, был в том особый, главный смысл. Рабочие ведь имели (формально) льготные права на акции. Но когда тебе год не платят зарплату, ты или плюнешь на родной завод и уволишься, или продашь по дешёвке ваучеры загадочным скупщикам.

А учителя, врачи, учёные, канцелярские работники не имели никаких льгот ни на что. Только на то, чтобы вложить ваучер куда-нибудь. (На эту тему появились десятки скабрезных анекдотов.) В итоге 24 миллиона россиян не использовали ваучеры - оставили как домашний исторический документ. 25 миллионов отдали в ЧИФы (они закрылись, лопнули, исчезли без следа), 40 миллионов купили акции каких-либо предприятий, но дивидендами даже не интересуются. По причине бессмысленности.

13 копеек стал батоном за 12 рублей. Деньги печатали километрами. Всё, что накопили люди за десятилетия трудов, превратилось в нуль, пошло прахом. Мы жили в постоянном шоке. Вот в каких условиях дали нам ваучеры

Уже тогда это было издевательством и обманом.

В газетах бесплатных объявлений сразу же появились соответствующие предложения: «меняю приватизационный чек на одну «Волгу». Реально же за ваучер давали сначала 40 долларов, затем - 10, потом - 5. Только к весне 1994 года цена стабилизировалась на уровне 20 долларов за штуку.

Высокой прибыли ваучеры не могли принести, так как вся постсоветская экономика оценивалась всего лишь в 100 млрд долларов. На момент приватизации в РФ насчитывалось 250 тысяч госпредприятий. От этой суммы взяли 35% - именно такую долю собственности государство решило передать народу в виде ваучеров. Эти 35% поделили на все население страны. Так и получили номинал ваучера в 10 тысяч.

Но почему-то упустили из виду один нюанс: стоимость предприятий, в том числе металлургических комбинатов, трубопроводов, крупнейших портов, шахт и многого другого, была взята из последней масштабной переоценки балансовой стоимости советской экономики, которая прошла еще в 1984 году.

Что касается самого ваучера, то либерализация цен и последовавшая за ней инфляция быстро обесценили его: к концу 1993 года на 10 тысяч рублей можно было купить всего пять пачек стирального порошка. Цена ваучера не достигла и стоимости велосипеда, не говоря уже о «Волгах».

То есть народ не знал, что делать с этими ваучерами, за которые, кстати, каждый заплатил 25 рублей. Кроме избранных, ТЕХ, КТО ЗНАЛ, ЧТО И КАК ДЕЛАТЬ. Для кого и подготовлена, проведена была беспрецедентная в истории мира акция. Беспрецедентная по масштабам и по бескровности отъёма собственности. Итак, повторим: 22,6 миллиона россиян не использовали ваучеры - оставили как домашний исторический документ, 25 миллионов ваучеров растворились в лопнувших фондах, 40 миллионов - в акциях предприятий, или обанкротившихся, или не платящих дивиденды. Но ведь остался ещё 61 миллион чеков! Проданных кому-то. Не лично, разумеется, а через посредников. По цене 2 - 3 бутылок водки.

На ваучеры приходилось три четверти оборота Российской товарно-сырьевой биржи.

Эти КТО-ТО, скупив чеки у безработных россиян, и завладели 35 процентами государственных предприятий России. Михаил Фридман, Герман Хан, Петр Авен, Олег Дерипаска, Борис Березовский, Владимир Богданов («Сургутнефтегаз»), Владимир Потанин, Каха Бендукидзе и многие другие. Средняя цена ваучера составляла тогда 20 долларов. Значит, треть промышленных предприятий России купили за 1,2 миллиарда долларов!

С января по июль 1994 год Чубайс приватизировал 284 крупнейших предприятия, в то время как Маргарет Тэтчер за несколько лет приватизировала пару десятков компаний.

В 1992-1994 годах приватизировали 135,6 тыс. госпредприятий. Да, тогда у нас были предприятия. Самолёты делали, станки... Да, даже не верится. Но зато долларовых миллионеров было маловато (а по рублям-то мы тогда все были миллионерами. Проезд в метро, и тот больше 1000 стоил). Зато теперь 2,5% богачей контролируют более 70% всей собственности в РФ. 10% самых богатых получают 33,5% всех доходов. 200 граждан, 62 из которых долларовые миллиардеры, владеют в общей сложности 12,5 трлн. рублей (сравним со стоимостью, оценённой при приватизации!). Это больше годового дохода федерального бюджета.

Разве не благодать кому-то?

Цены оборонных предприятий по настоянию американских советников Чубайса были специально занижены. К примеру, эксперт ГКИ американец Д.Хей, связанный с ЦРУ, через подставную российскую фирму «Граникс» купил опытный завод НИИ «Графит» и 30% акций Московского электродного завода и стал хозяином уникального оборонного комплекса, производящего стратегический графит для военного ракетостроения. Как фактический хозяин этих предприятий Д.Хей настоял на том, чтобы НИИ «Графит» отказался от оборонного заказа Военно-Космических сил России, но принял американский заказ.

Приватизация по Чубайсу нанесла колоссальный ущерб обороноспособности страны. Реальная стоимость проданных предприятий, если оценивать по самым минимальным оценкам рыночную стоимость аналогичных предприятий США и Западной Европы - более 1 триллиона долларов США. А шокотерапевты продали по указанию заокеанских хозяев всего за 7,2 млрд. долларов, что, как минимум, в сто пятьдесят (150!) раз дешевле. Нажились и местные дельцы путем искусственного занижения цен предприятий. К примеру. Останкинский мясокомбинат в 1990-1992 годы закупил новейшее импортное оборудование на сумму более 35 млн. долл., а весь комбинат, включая это оборудование, приватизирован за 3,1 млн. долл. Сводная картина представлена в таблице.

Таблица. Группировка проданных предприятий по стоимости.

Налицо грабеж России, но это только начало. За годы перестройки, реформ и приватизации экономика России, ещё недавно занимавшая по основным экономическим показателям второе (после США) место в мире и первое место в Европе, отброшена на десятилетия в разряд слаборазвитых стран.

За период 1992 - 1994 годов от приватизации Федеральный бюджет получил издевательскую сумму в 5,5 миллиардов долларов. Акционерами стали около 40 миллионов российских граждан, однако только 2,5 процента приезжали на чековые аукционы и предъявляли бумажки организаторам торгов.

При этом среди сельских жителей распространялись «земельные ваучеры», то есть паи. Около 11,9 млн. сельских жителей получили в качестве земельных паев 108 миллионов гектаров или 49% всей площади сельхозугодий России. И значительное число крестьян сохранили за собой свидетельства прав собственности - около 95%.

При этом значительное число паёв сдано в аренду, зачастую условия договоров не соблюдаются.

Трехлетняя чековая приватизация сопровождалась гиперинфляцией. 1 октября 92-го года официальный обменный курс был 309 рублей за доллар. А в октябре 94-го, после знаменитого «черного вторника» - 3 926 рублей за доллар. До этого страна пережила путч августа 1991 года, распад СССР и отпуск цен с 1 января 1992 года. Люди лишились накоплений, не хватало на самое необходимое.

Народного акционирования предприятий не получилось, да и не для этого их раздавали. Ваучер можно было продать, расплатиться им за акции предприятия или обменять ваучер на акции чекового инвестиционного фонда (ЧИФ). Разрешение на свободную покупку и продажу ваучеров по договорной цене, несмотря на всю свою рыночность, поставило окончательный крест на народной приватизации. Всё это на фоне беззарплатного полуголодного существования.

Распродажа века закончилась 30 июня 1994 года. Меньше чем за два года граждане вложили, продали или обменяли 148,6 млн приватизационных чеков. Более 70% российской экономики перешло в частные руки.

КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ

Рядовые акционеры почти не имели возможности управлять делами акционерного общества, даже несмотря на то, что формально собственность распределялась равномерно. Кроме того, в 1992 году была проведена переоценка капитала всех приватизируемых предприятий. Изъян был в том, что она осуществлялась без учёта инфляции.

Таким образом собственность получила заниженную оценку, что только облегчило её переход в руки «красных директоров» и других менеджеров, вовремя осознавших собственное привилегированное положение. Фактически из-за непродуманности механизма обращения и выпуска ваучеров разные группы населения оказались на неравных стартовых позициях в гонке за приватизированным имуществом. Очень быстро это привело к криминализации экономических отношений. Например, частыми стали негласные и нелегальные передачи пакетов акций различным влиятельным чиновникам, хотя они не имели права участвовать в покупке ценных бумаг.

Ваучерная приватизация в России приобрела множество недостатков, самый весомый из которых - уязвимость к коррупции. У сотрудников предприятий были преимущественные права на выкуп акций. Как показал опыт, «красные директора» часто давили на работников, перекупая у них чеки и захватывая контроль над крупным имуществом. Также они могли добиться необходимых для себя результатов голосования во время собрания акционеров трудового коллектива.

При повальном масштабе приватизации государство почти не извлекло из неё выгоды. В 1993 году доход от коммерческого использования муниципальных предприятий составил меньше процента от всех доходов казны. Ожидаемые иностранные инвестиции так и не приходили. Зарубежные бизнесмены опасались нести деньги на рынок, где царил «дикий капитализм», царствовала преступность, а закон был бессилен.

Срок действия приватизационного чека не мог быть более двух лет, по истечении которых он считался погашенными и изымался из обращения. В этих условиях ваучеры просто продавали по дешёвке таинственным скупщикам, несли в так называемые чековые инвестиционные фонды, подавляющее большинство которых потом тихо растворилось.

Из 732 чековых инвестфондов 328 с сотнями миллионов рублей просто «пропали», а 205 ликвидированы по решению судов или собраний самих акционеров. Купленные этими фондами акции приватизированных предприятий по балансовой стоимости перемещались с баланса ЧИФов на баланс иных структур, оставляя номинальные активы в фонде для последующей фактической ликвидации. Самые «честные» 136 ЧИФов заплатили своим акционерам за каждую акцию от нескольких копеек до пары рублей.

В период приватизации применялось много хитрых (и одновременно грубых) схем.

Суть одной из схем была такова.

Стране жутко не хватает бюджетных средств. И здоровые частники решают помочь молодой республике.

Минфин размещает на счетах банков «Империал», «Инкомбанк», «Онэксимбанк»,«Столичный банк сбережений», «Менатеп» и АКБ «Международная финансовая компания» «временно свободные» валютные средства федерального бюджета(!).

В свою очередь, эти коммерческие банки прокредитовали Правительство РФ(!) примерно на эту же сумму в целях временного замещения поступлений от приватизации, получив взамен в залог/доверительное управление пакеты акций ряда крупнейших и наиболее рентабельных российских предприятий.

Красивая и одновременно примитивная схема, ничего не скажешь...

Таким образом, частники прокредитовали государство за государственный же счёт, бесплатно получив в обмен на это самые лакомые куски российской промышленности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ВАУЧЕРИЗАЦИИ

Всего за период приватизации за приватизационные чеки было продано около 16 тысяч промышленных предприятий. К середине 1994 года в результате ваучерных сделок в частной собственности оказалось 70% промышленности страны. Также была передана большая часть объектов малой приватизации. В эту категорию входило 85 тысяч магазинов, кафе, ресторанов и т. д. Малая приватизация в большинстве регионов России завершилась к концу 1994 года. К тому же сроку на базе крупных и средних предприятий было создано около 20 тысяч акционерных обществ. Государство предоставляло трудовым коллективам несколько вариантов льгот. Большая их часть (75%) предпочла выбрать контрольный пакет акций. Считалось, что эта форма собственности поможет избежать установления внешнего постороннего контроля над предприятиями. Тем не менее преимущества данного варианта очень быстро свелись на нет, из-за того, что акции скупались администрацией. Около трети всех ваучеров было перепродано за бесценок с помощью чековых инвестиционных фондов (ЧИФ). Они заключили сделки с 22 миллионами граждан (около 15% населения России).

Кто вложился в ЧИФы - потерял всё. Кто-то вложился в «Альфа-капитал», «Первый ваучерный фонд», «Московская недвижимость», «Олби», «МММ-инвест», «АВВА», «Гермес», «Хопер-инвест», «Нефть-Алмаз-Инвест», «ЛУКойл-фонд»...

Правительство изначально знало о преступных целях создания ЧИФов и финансовых пирамид вроде «МММ», однако эти конторы впитывали миллиарды народных средств. Таким способом правительство боролось с гиперинфляцией, уменьшая объём денежной наличности в стране у потребителей.

Между прочим, практика борьбы с инфляцией способом уменьшения денежной массы из 90-х годов применяется и сейчас, в XXI веке... Отказ от индексации пенсий, зарплат - из той же самой серии. Нынешние экономисты, находящиеся у руля, не могут больше ничего придумать просто.

Внесённые в ЧИФы ваучеры практически не дали никаких дивидендов из-за того, что эти краткосрочные организации быстро прекращали своё существование. Поэтому, как правило, работники становились акционерами лишь на короткий период. Кроме того, владение одной-единственной бумагой нигде и никогда не делало человека реальным совладельцем предприятия.

Главным итогом ваучерной приватизации для младореформаторов был переход от «командно-административной экономики» к «рыночной модели» (берем в кавычки поскольку в любой экономике есть крупная часть, которая занимается долгосрочным планированием - её Дж.Гелбрайт, советник двух президентов США назвал планирующей экономикой, и есть рынок дораспределяющий то, что не успела планирующая экономика), перераспределение общенародного богатства в пользу небольшой кучки олигархов. Государство утратило монополию в большинстве сфер народного хозяйства. Широкомасштабный процесс продлился всего два года. Такая внезапность не могла обойтись без потрясений. Недаром реформы начала 90-х до сих пор называют «шоковой терапией». Ваучеры оказались эффективным средством уничтожения прежде существовавшей экономико-социальной системы. Разрушение прежних основ не могло сопровождаться ростом экономики. Когда ваучерный этап приватизации закончился, в стране появились частные собственники, однако почти никого из них нельзя было отнести к ответственным и эффективным предпринимателям. Новые владельцы, скупившие предприятия за бесценок, могли прийти «со стороны», не имея ни малейшего представления о реалиях отрасли. Часто предприниматели заботились только о получении прибыли, в то время как качество услуг и производства их вообще не беспокоило. Конечно, были и исключения, но принципиально нового и весомого класса собственников в России не появилось и не могло появиться в столь короткие сроки. Летом 1994 года начался новый этап приватизации - денежный. Он должен был сгладить недостатки и исправить ошибки, которые были совершены при выпуске и продаже ваучеров. В правительстве надеялись, что платная приватизация приведёт к управлению предприятиями эффективных и ответственных предпринимателей. Затем последовали залоговые аукционы, которые, ко всему прочему, закрепили появление новой прослойки олигархии, которую ныне приходится выгораживать нынешнему Президенту РФ Владимиру Путину, призывая не пересматривать итоги приватизации, а смотреть в будущее.

ОСОБЕННОСТИ ВАУЧЕРНОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ 90-Х ГОДОВ

Особенностью приватизации 90-х годов являлось:

  • Государственные предприятия в целях продажи оценивались по остаточной балансовой стоимости, которая в сотни и тысячи раз была ниже рыночных цен.
  • Помимо этого, разницу между балансовой и рыночной стоимостью усилила инфляция. Имущество, подлежащее приватизации, оценивалось исходя из его балансовой стоимости по состоянию на 1 января 1992 года, то есть без учёта переоценки, проведенной по состоянию на 1 июля 1992 года в связи с резким инфляционным скачком (цены тогда выросли в десятки раз).Таким образом, заявленная стоимость госимущества, подготовленного к продаже в частные руки, не соответствовала реальности, иногда - в тысячи и более раз.
  • Многие государственные предприятия были приватизированы за счёт льготных государственных кредитов, т.е. без копейки собственных вложенных средств новыми собственниками.
  • До приватизации допускались только «свои».
  • Приватизация проводилась в условиях полной финансовой безграмотности подавляющего большинства населения страны. Люди, которые за десятилетия привыкли верить своему государству и руководству страны, оказались жестоко обманутыми.
  • В дальнейшем многих мелких держателей небольшого количества акций в дальнейшем «кинули», проведя реорганизацию юридического лица. Либо была проведена дополнительная эмиссия акций, в результате чего голоса акционеров оказались «размыты» и не влияли уже ни на что.

Как пример заниженной оценки -- «стоимость» одного рабочего места на «Автовазе» была оценена в 81 доллар США; на ГАЗе - 244 долл., на «Уралмаше» - 109 долл., на Челябинском металлургическом заводе - 105 долл.

Всё было поставлено с ног на голову - в целях приватизации производящие реальные товары предприятия с огромной машино- и энергооснащенностью имели грошовую стоимость рабочих мест, а предприятия сферы обслуживания с офисным оснащением имели стоимость рабочих мест в десятки тысяч долларов.

Из 500 крупнейших предприятий России около 80% продано на аукционах по цене менее 8 млн. долларов каждое. Из них - цена 324 заводов (из 500) составила менее 4 млн. долларов США в среднем за одно предприятие.

«Уралмаш» (34 тыс. рабочих) продан за 3,72 млн. долларов, Челябинский металлургический комбинат (35 тыс. рабочих) - за 3,73 млн. долларов, Ковровский механический завод, обеспечивающий стрелковым оружием всю армию, МВД и спецслужбы (10,6 тыс. рабочих), - за 2,7 млн. долларов, Челябинский тракторный завод (54,3 тыс. рабочих) - за 2,2 млн. долларов.

Для сравнения - средняя хлебопекарня в Европе стоит около 2 млн. долларов, средний колбасный завод швейцарского производства - 3,5 млн. долларов.

Команда Ельцина продала Челябинский тракторный завод по стоимости хлебопекарни.

ПОСЛЕДСТВИЯ ВАУЧЕРНОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ

Кратко их можно охарактеризовать так:

  • В России произошёл переход от социализма (или согласно терминологии К.Маркса государственного капитализма) к капитализму.
  • В России появилась группа так называемых «олигархов», владеющих собственностью, которая досталась им за сравнительно небольшие деньги; в ряде случаев - бесплатно за государственный же счёт.
  • Произошло сращивание организованной преступности, крупного капитала и органов власти в единый «синдикат».
  • Приватизация скомпрометировала себя в глазах многих россиян. Около 80% граждан России продолжают считать приватизацию нечестной и готовы в той или иной степени к пересмотру её итогов.
  • Приватизация способствовала деиндустриализации страны, значительному сокращению объёмов производства в лёгкой и обрабатывающей промышленностях.

Таким образом, массовая приватизация в России была проведена в фантастически короткие сроки и не в интересах подавляющей части населения страны.

Было продано порядка 80% всех государственных предприятий. В обмен на это страна получила в бюджет (по различным оценкам) сумму в районе от 1/20 до 1/100 годового бюджета страны (!).

Как более доступный для понимания пример - от продажи всех предприятий в 1993 году («основной» год приватизации) бюджет страны получил всего около 90 млн долларов США.

Джеффри Сакс (один из разработчиков политики «шоковой терапии» в Боливии, Польше и России; с осени 1991 года по январь 1994-го был руководителем группы экономических советников президента России Бориса Ельцина. «Нью-Йорк Таймс» назвала его «возможно самым важным экономистом в мире», а «Тайм» - самым известным экономистом в мире) так высказался о результатах приватизации в России:

«... И, как мне кажется, российское руководство превзошло самые фантастические представления марксистов о капитализме: они сочли, что дело государства - служить узкому кругу капиталистов, перекачивая в их карманы как можно больше денег и поскорее. Это не шоковая терапия. Это злостная, предумышленная, хорошо продуманная акция, имеющая своей целью широкомасштабное перераспределение богатств в интересах узкого круга людей».

Это ж как надо было перестараться, чтобы услышать такое от вдохновителя идеи... Стахановцы, одно слово. ...

Люди, которые в 90-е годы были директорами заводов, за заводские же деньги скупали у рабочих акции... Сначала не платили зарплату по три месяца, по полгода, удерживая эти деньги, вынуждая рабочих приходить и за копейки продавать акции. Скупали эти акции и становились собственниками заводов.

Чему они сейчас нас могут научить, вещая из телевизора из мягких чиновничьих кресел? И из кресел Госдумы, кстати... Как развивать экономику? Как развивать человека как такового? Конечно, нет. Чему они научили своих детей?

Зато они могут сказать, как правильно в нужное время в нужном месте что-нибудь хапнуть, что-нибудь урвать. Эти люди умеют урвать, украсть, отжать - но они не умеют управлять экономикой.

А они, к сожалению, у власти.

И дело сейчас даже не в пересмотре итогов приватизации и в восстановлении социальной справедливости.

Речь о том, чтобы избежать подобного в будущем.

Возможно, эта публикация некоторым хоть немного откроет глаза на то, что было в недавнем прошлом, и на то, что происходит сейчас.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Художественным аналогом ваучеризации и её последствий может служить сеанс черной магии Воланда и его помощников Фагота - Коровьева и кота Бегемота на сцене театра «Варьете», описанный М. Булгаковым в «Мастере и Маргарите». На сцене было объявлено, что совершенно бесплатно производится обмен старых дамских платьев и обуви на парижские модели и парижскую же обувь. В ажиотаже все зрительницы переоделись. Но сеанс окончился, люди вышли из театра на улицу, и тут раздались крики и ревущий хохот - платья и обувь, полученные у магов, исчезли, а дамы оказались в одном нижнем белье.

Точно так же чудотворцы ваучеризации, давшие каждому «билет в мир свободной экономики», оставили основную массу населения, образно говоря, в нижнем белье. В ходе приватизации Россия за гроши распродала свои лучшие предприятия, которые стали источником невероятной наживы для демократических властителей, зарубежных инвесторов и российского криминала. Состояния делались за неделю. Деньги и ценности перекачивались на Запад.

В следующей статье сравним развитие экономики в СССР и России и остановимся на последствиях приватизации, которые мы до сих пор ощущаем - самостоятельны ли мы или колониально зависимы.

Подпишитесь на нас


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении