Автомобильный портал

Жанна Д’Арк. Биография

И ; об этом же сообщается и у Перну и Клэн).

  • Традиционно считается, что речь идёт о святой Маргарите Антиохийской , однако, как отмечает В. И. Райцес в книге «Жанна д’Арк. Факты. Легенды. Гипотезы» (Л.: Наука, 1982. - Серия «Научные биографии»), никаких пересечений её жития и культа с жизнью Жанны обнаружить не удаётся. Исследователь, отмечая, что Жанна, по его мнению, не различала этих двух женщин, ссылается на легенду о «Маргарите, именуемой Пелагием», изложенную в «Золотой легенде» Якова Ворагинского под датой 8 октября. «Золотая легенда» никогда всерьёз не воспринималась теологами, однако была одной из самой читаемых (и, как следствие, весьма известной в устных пересказах) книг в XIV-XVI вв. В ней рассказывается, что Маргарита была очень красивой девушкой, но была воспитана в столь великом благонравии и целомудрии, что избегала даже взглядов мужчин. К ней посватался знатный юноша, родители дали согласие на свадьбу, но Маргарита, приняв решение сохранить свою девственность, остригла волосы и надела мужской костюм и под именем брата Пелагия укрылась в мужском монастыре, подверглась там несправедливым гонениям, но терпеливо вынесла все испытания и окончила жизнь в святости, открыв свою тайну только перед смертью. В 1455-1456 годах, накануне реабилитации Жанны, несколько авторитетных богословов написали специальные трактаты об оправдании Жанны, собрав все сведения о святых женщинах, которым пришлось по каким-то причинам носить мужскую одежду. «Маргарита-Пелагий» ими не упоминается, поскольку никогда не была канонизирована, а её жизнеописание Якова Ворагинского , по мнению исследователей, представляет собой вольное изложение жития других святых.
  • Исследователи называют разные даты - 23 февраля, 4 или 6 марта - точно день прибытия Жанны установить пока не представляется возможным (См.:Тогоева О. И. В плену у «Исторической действительности» ).
  • Традиционная версия встречи, которая повторяется с разницей лишь в незначительных деталях почти во всех работах, посвященных Жанне, не вызывала сомнений у исследователей до последней четверти XX века. Впоследствии историки Жак Кордье и Клод Дезама предположили, что во время аудиенции не было «опознания» Жанной дофина, и что он не сообщал ей «королевского секрета». В. Райцес сомневался в том, что встреча прошла при большом скоплении народа. В своём докладе, прочитанном весной 1989 года в орлеанском Центре Жанны д’Арк (фр. Centre Jeanne d"Arc ), Райцес отметил, что «торжественная встреча в Шиноне, по-видимому, историографическая легенда»(См.: Райцес В. «Свидание в Шиноне». Опыт реконструкции // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории - 2003. Выпуск 5. - М. , 2003. ).
  • Эжен Эмануэль Виолле-ле-Дюк. Развлечения. Квинтина и бугурт // Жизнь и развлечения в средние века / Пер. с фр. М. Ю. Некрасова; вступ. ст. профессора А. Н. Кирпичникова; науч. ред. Н. И. Милетенко; сост. С. Е. Еременко.. - СПб: Евразия, 1997. - 384 с. - (Культура средних веков в памятниках исторической мысли Франции). - 3000 экз. - ISBN 5-8071-0021-2 . «Квинтина (quintaine) - упражнение с копьем для всадника, называемое также cuitaine, состоявшее в том, чтобы поразить в центр щита манекен, облаченный в полный доспех»
  • Жанна д’Арк – дочь простого крестьянина, ставшая символом освобождения Франции от английского влияния во время Столетней войны и сожженная по обвинению в колдовстве.

    Это время было непростым для Франции: вследствие интриг королевы Изабеллы Баварской было подписано унизительное мировое соглашение, по которому единственным законным правителем страны признавался Генрих V. Фактически Франция полностью потеряла самостоятельность, а дофин Карл VII не мог ничего предпринять в силу малого возраста, недостаточности средств в казне и отсутствия поддержки двора. По стране разнеслась легенда о том, что падшая женщина погубила страну, но святая дева ее освободит.

    Миссия освободительницы

    Биография Жанны д’Арк (Орлеанской девы) достаточно хорошо известна. Она родилась в деревне Дореми, что находится на границе между Шампанью и Лотарингией, 6 января 1412 года. Девочка была очень набожной, а в возрасте 12 лет ей привиделось первое послание от св. Михаила, открывшее Жанне д’Арк ее истинное предназначение – стать спасительницей Франции.

    Жанна д’Арк слышала голоса святых, которые вдохновляли и убеждали ее, что она и есть дева-спасительница. 6 марта 1429 года будущая национальная героиня приехала в роскошный замок Шиннон, где находился дофин Карл вместе со своим двором, и уговорила его собрать войско для войны с англичанами.

    Убедить Карла VII воевать оказалось весьма непростой задачей, тогда девушке пришлось признаться дофину, что она избрана свыше и слышит голоса святых. Под влиянием Жанны д’Арк дофин решился предпринять военный поход для освобождения Орлеана – города, перекрывавшего англичанам путь на юг страны.

    Окружение дофина быстро разнесло слухи о Жанне, а назначение ее главнокомандующей укрепило боевой дух войска. Краткая биография Жанны, изложенная в церковной литературе, утверждает, что она была воплощением святости и праведности, чем вдохновляла соотечественников на борьбу.

    Ранее предпринималось несколько попыток оттеснить англичан от Орлеана, ведь город занимал стратегически важное положение и находился недалеко от Парижа и Реймса, где традиционно проходила церемония коронования наследников французского трона.

    Стоит отметить некоторые интересные факты из жизни великой Жанны, особенно ее дар предсказывать события. Так было со знаменитой «селедочной битвой», которую французы проиграли из-за медлительности союзников-шотландцев и нерешительности самих французов начать самостоятельную атаку на обозы англичан с провиантом. Согласно историческим хроникам, Жанна на приеме у дофина смогла в деталях предсказать данное событие, чем подкрепила свою репутацию святой провидицы.

    29 апреля 1429 года Жанна с войском прибыла к осажденному городу, первые оборонительные бастионы которого либо лежали в руинах, либо были заняты англичанами. Жанна не сразу бросила войска в бой – сначала она предприняла несколько тщетных попыток решить дело мирными переговорами, но англичане осмеяли ее.

    Битва за Орлеан была невероятно ожесточенной, Жанна сама не раз участвовала в сражениях. Последний штурм закончился решительной победой французов, а посрамленные англичане отступили, бросив в казармах большую часть награбленного добра.

    Предательство и смерть

    История великой Жанны, получившей прозвище «Орлеанская дева», не давала покоя не только англичанам, но и французам. Соотечественники опасались ее, ведь кто такая Жанна и каковы ее планы, никто не знал, а народная популярность придавала ей значительный вес в армии.

    Жанна прославилась своей смелостью и решительностью, а ее белые доспехи стали символом победы Франции. Английская знать исходила ядом, ведь огромные финансовые потери от неудачной военной операции грозили разорением короне, а заодно и им:

    • Были потеряны огромные по площади плодородные земли юга Франции, уже давно находившиеся во владении Англии.
    • Военная контрибуция, на которую рассчитывала казна, была полностью потеряна для англичан.
    • Долги по займам поставили в весьма затруднительное положение представителей династии на долгое время.

    Такое положение дел не могло продолжаться долго, Жанну начали потихоньку отстранять от участия в военных советах. Дофин жаждал, чтобы Жанна исполнила свое предназначение – присутствовала на его коронации в главной церкви Реймса и тем самым подтвердила законность его власти.

    17 июля эта церемония состоялась: Жанна д’Арк лично держала знамя над дофином, после чего заявила, что Господь не оставит монарха своей милостью. Совокупность побед, одержанных французским войском над англичанами, вселила уверенность в военных советников дофина, что позволило им не прислушиваться к мнению Жанны.

    В конце лета 1429 года началось наступление на осажденный Париж, однако плохо спланированная операция была обречена на провал, что, собственно, и случилось. Войска короля потерпели неудачу и поспешно отступили, несмотря на настояния Жанны не сдавать позиций. При этом советники короля стали втайне винить в поражении саму Орлеанскую деву и плести интриги, что позволило им полностью отстранить народную любимицу от командования.

    Осенью и зимой того же года Жанна активно участвовала в мелких столкновениях с врагом в составе небольшого отряда. Весной следующего года Жанна попадает в плен к англичанам, жаждавшим отомстить ей за позорное поражение при Орлеане.

    В жизни Жанны начинается последний, самый трагический этап, ведь судить ее по справедливости никто не собирался – англичане заочно приговорили ее к смерти за то, что сделала она для своей родины. Следует кратко упомянуть о том, что Жанну отдали под суд английской церкви, обвинив не только в ереси и ношении мужской одежды, но и в колдовстве.

    Только подозрение о том, что на церемонии коронации присутствовала женщина, обвиненная в таком страшном преступлении, нанесло бы репутации Карла огромный ущерб. Обращались с Жанной весьма бесцеремонно, и доподлинно известно, что инквизиторы подвергали ее пыткам.

    Жанна д’Арк защищалась с невероятной находчивостью, глупые обвинения в ереси ей удалось опровергнуть. Также Жанна отказалась от ношения мужской одежды и доспехов, дав соответствующий обет, а потому была приговорена к тюремному заключению до конца жизни. Но такое решение взбесило англичан, и позже деве снова предъявили обвинение в колдовстве, а 28 мая 1431 года приговорили к сожжению заживо на центральной площади Руана. 30 мая страшная казнь состоялась, собрав толпы зевак.

    Канонизация и роль в истории

    Страшная смерть Жанны д’Арк надолго осталась в народной памяти, о народной героине слагали сказания и предания, большинство из которых дошло до наших времен. В 1455 году прошел процесс по реабилитации Жанны, а в 1920 году церковь причислила ее к лику святых великомучеников. Двум ее братьям был дарован высочайшей милостью дворянский титул и земли, а также некоторые льготы по уплате налогов.

    Жители Орлеана запомнили подвиг Жанны д’Арк, а 8 мая стали отмечать как день освобождения города от английских захватчиков. Большое празднество до сих пор открывается торжественным шествием по городу: возглавляет его девушка, доспехи которой сверкают серебром, и сидит она верхом на белом коне со знаменем. В 1435 году была поставлена пьеса «Мистерия Орлеанской осады», которая подробно рассказывала о роли девушки в победе над врагами, о ее душевной боли за погибших и раненых во время боев.

    Бесспорно, эта девушка была храброй и отчаянной, она проявила чудеса самопожертвования, но, возможно, могла бы избежать смерти, если бы не одно «но». Д’Арк была женщиной, носившей мужскую одежду и сражавшейся наравне с сильным полом, что по тем временам было верхом ереси.

    Положение женщины в Средние века было ужасающим, а прокатившаяся по Европе волна «охоты на ведьм» привела к сожжению сотен тысяч безвинных девушек и женщин. Мужской мир редко прощает женщине свободомыслие и стремление к свободе, и д’Арк пришлось заплатить высокую цену за свой подвиг. Автор: Наталья Иванова

    При всём массиве исследовательской информации по тематике Жанны д’Арк, чьё появление в мировой истории было невероятно кратким, но исключительно ярким, мы доселе больше не знаем , чем знаем об Орлеанской Деве. Дата рождения гипотетична – традиционно называется 1412 год, но в папском декрете, после причисления Жанны к лику святых, записана другая дата – 1409 год, и, возможно, это более правдоподобно, поскольку католическая церковь весьма скрупулёзно работает с документами, касающимися вопроса канонизации той или иной персоны.

    Не сохранилось ни единого прижизненного портрета Жанны, если таковые вообще существовали – единственный рисунок, датируемый 10 мая 1429 года, принадлежит перу впечатлительного секретаря парламента Парижа, когда в город пришли воистину сенсационные известия о том, что сторонники дофина сняли осаду с города Орлеан. Разумеется, видеть Жанну лично господин секретарь никак не мог, хотя бы потому, что Париж находился под властью англо-бургундцев, отчего дал волю фантазии – на не слишком умелом рисунке мы видим длинноволосую женщину в складчатой юбке, с мечом и знаменем, тогда как Жанна носила мужскую одежду и была коротко стрижена, о чём нам дружным хором докладывают многочисленные свидетели из её окружения.

    Сохранившиеся описания внешности не менее скупы. Волосы Жанны были тёмными, глаза карими, рост высоким – по тем временам, конечно. В исследовании Тюбингенского университета «The biological standard of living in Central Europe during the last 2000 years» от 2005 года, сделанном на основе измерений 9447 скелетов из 314 могил, включая общие захоронения, указывается, что средний рост человека эпохи XIV–XV веков составлял 167 см у мужчин и 157 см у женщин, то есть «высокая» Жанна д‘Арк вполне могла быть ростом 170–175 сантиметров.

    Центральный же вопрос – личность Орлеанской Девы, которую мы можем воспринимать исключительно через призму воспоминаний её современников и документы как обвинительного следственного дела, так и последующего процесса по реабилитации. Причём здесь есть одно существенное «но» – судебные документы являются не подробной стенограммой высказываний Жанны, а бюрократическими записями, которые скорее отражают отношение представителей церковного суда к обвиняемой, чем доносят до нас мысли Девы. Доктор исторических наук и современный российский медиевист Ольга Тогоева точно сформулировала суть проблемы:

    «Значительно сложнее понять, кем она была на самом деле и кем она сама себя считала. На эти вопросы, как мне кажется, мы никогда не узнаем ответов, мы не увидим Жанну «в действии», не услышим её собственных слов. Сохранившиеся от XV века документы не могут дать нам полное представление о том, как она сама оценивала собственные поступки и прежде всего тот выбор, который она сделала, оставив свой дом и семью, привычный деревенский уклад, отказавшись от замужества и всю себя посвятив делу войны».

    Ещё больше вопросов вызывает окружение Жанны и исторические личности, ей симпатизировавшие, помогавшие и направлявшие. Среди них были весьма странные, если не сказать зловещие персонажи, которых вряд ли можно представить в числе приближённых будущей святой. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

    …Он был молод, хорош собой и невероятно богат. К моменту знакомства с Жанной Жилю де Монморанси-Лавалю, барону де Ре, исполнилось 24 года – по меркам средневековья это возраст расцвета и вхождения в зрелость. По отцовской линии Жиль де Ре приходился внучатым племянником одному из величайших полководцев Столетней войны, Бертрану Дю Геклену . Он унаследовал фантастическое состояние, площадь его земель превосходила владения герцога Бретонского, а семья контролировала едва ли не половину солеварен Бретани и, соответственно, получала баснословный доход на экспорте этого невероятно ценного по тем временам продукта.

    «Жиль де Лаваль, господин де Ре» (художник Элио-Фирмин Ферон, 1835 г.)

    Можно сказать, что Жиль де Ре некоторое время содержал на свои средства «буржского королька» и финансировал военные операции, поскольку со средствами у дофина Карла дела обстояли крайне скверно, а барон являлся пусть и не самым убеждённым, но всё-таки арманьяком, не жалевшим средств для сеньора. Наконец, благодаря деду и опекуну, Жану де Краону, Жиль де Ре получил блестящее образование. Он читал, по меньшей мере, на латинском и древнегреческом языках и увлекался коллекционированием книг, собрав богатую библиотеку – явление довольно редкое для рыцарства XV века с его огрубевшими за десятилетия войны нравами. Одновременно с этим показал себя отличным военным, безупречным рыцарем и человеком абсолютно бесстрашным.

    Вот такой добрый молодец был представлен ко двору дофина ориентировочно в 1427 году, когда коннетаблем Франции (точнее, того, что от Франции осталось после договора в Труа) становится Жорж де Ла Тремуйль, коему барон де Ре приходился отдалённым родственником. Дальнейшее общеизвестно – стремительная придворная карьера, участие вместе с Жанной д’Арк в Орлеанском деле и битве при Патэ, коронация дофина в Реймсе, звание маршала Франции в 25 лет. Однако в 1432 году политическая и военная звезда Жиля де Ре заходит, он удаляется в свои владения, где занимается сочинительством и даже театром – по его заказу пишется «Орлеанская мистерия», восхваляющая подвиги Жанны и, конечно же, её соратников. Потом он окружает себя алхимиками и магами, якобы занимается чернокнижием и демонопоклонничеством, а в 1440 году попадает под суд по обвинению в серийных убийствах, содомии, колдовстве и, как обычно писали в протоколах инквизиции, «иных неисчислимых мерзостях». Приговор был обвинительным, Жиля де Ре казнили в Нанте 26 октября 1440 года, спустя десятилетие после его прощания с Жанной…

    Второй из ближайших соратников Жанны, гасконец Этьен де Виньоль, сеньор де Куси по прозвищу Ла Гир («Гнев»), был полным антиподом утончённому и образованному Жилю де Ре, который – вы только вообразите – читал книжки! Пожалуй, более отталкивающего персонажа в окружении дофина Карла не было: по всем сообщениям современников, к Ла Гиру применительна единственная характеристика – отпетый висельник. Именно Виньолю, по легенде, принадлежит замечательный афоризм, полностью в духе его характера: «Будь Господь солдатом, он бы тоже грабил!»

    Ла Гир не умел ни читать, ни писать, отличался феноменальным талантом к сквернословию, характером обладал совершенно необузданным и свирепым, внешне был безобразен, сильно хромал – он остался инвалидом после нелепого случая, когда на него в одном из грязных постоялых дворов обвалилась печная труба, сломав в нескольких местах правую ногу. Классический типаж рыцаря-разбойника! После сожжения Жанны в Руане Ла Гир устроил бургиньонам персональную месть, на протяжении нескольких лет нагромоздив буквально штабеля трупов. Весной 1429 года, с появлением Жанны в Шиноне, этому рубаке было около сорока лет – а столь почтенный возраст с учётом беспрестанных сражений означает одно: он был профессионалом очень высокого класса.

    Портрет Ла Гира (художник Луи-Фелис Амьель, 1835 г.)

    Загадка личности Жанны д’Арк состоит и в том, что Дева практически моментально сумела очаровать столь разных людей как Жиль де Ре и Ла Гир. Если Дюнуа, Алансон или Потон де Сентрайль, шедшие вместе с Жанной к Орлеану, являлись в общем-то обычными для своей эпохи людьми, то эта парочка на общем фоне выделяется особенно ярко – особенно с учётом того, что мы знаем о бароне де Ре и Этьене Виньоле. Ла Гир так и вообще оказался одним из первых, кто признал в Деве божественный знак, символ, поверил в неё совершенно искренне – а этого головореза, заметим, трудно назвать человеком впечатлительным и тонко чувствующим.

    Жанна заставила Виньоля сходить к исповеди, хотя к церковным обрядам он относился без особого пиетета; наконец, Жанна, относившаяся к сквернословию и богохульству совершенно нетерпимо, простила ему пошлейшую двусмысленность – Дева клялась древком своего знамени, Ла Гир перенял эму манеру и тоже начал клясться своим «древком». Тот факт, что Жанна имела на этого буйного типа серьёзное влияние, неоспорим, но абсолютно непонятно, как и почему наёмник, для которого убить человека было столь же просто, как высморкаться, безоговорочно ей поверил и смирил свой жутковатый норов. Точнее – уверовал в Деву, что, впрочем, совершенно не помешало ему впоследствии безжалостно выпускать кишки бургундцам в качестве кровавой вендетты за Жанну.


    Ла Гир и Потон де Сентрайль (миниатюра XV века)

    Ещё более сложная ситуация складывается с Жилем де Ре в свете его дальнейшей деятельности и предъявленных обвинений. Хорошее образование тогда включало обязательный курс богословия, и в целом бретонский барон должен был неплохо разбираться в религиозных тонкостях, умея отличить мошенницу от потенциальной святой. Больше того, увлечение Жиля де Ре оккультизмом и алхимией (вполне доказанное свидетелями) подразумевало то, что молодой человек интересовался герметическими знаниями с юности, а следовательно, его притягивало всё связанное с «потусторонним». Не в этом ли секрет его увлечения Жанной, в котором, впрочем, как и у Ла Гира и остальных, не было ни малейшего оттенка сексуальности?

    Ну а если предположить, что все те ужасы, которые Жиль де Ре якобы совершил в следующее десятилетие (желающие могут поинтересоваться устрашающими подробностями обвинения по его делу самостоятельно), реальны хотя бы на четверть, то что же получается? Жанна, которой даже скептики не отказывают в большем или меньшем даре ясновидения, не сумела разглядеть в нём монстра? Следовательно, не такая уж она и святая? Или наоборот – Жиль де Ре через десять лет стал жертвой сфальсифицированного обвинения? Кстати, последняя версия тоже существует и подробно обсуждается исследователями.

    Тут будет небезынтересно упомянуть о заключении, данном комиссией богословов в Пуатье, куда отправили Жанну вскоре после появления в Шиноне:

    «…В ней, Жанне, не нашли ничего злого, но только добро, смирение, девственность, благочестие, честность, простоту. Хозяева, у которых она жила, Жан Рабате и его супруга, подтверждают, что каждый день после обеда она долгое время проводила на коленях в молитве, а иногда молилась и ночью и что она часто ходила в домашнюю часовенку, где подолгу молилась ».

    Что характерно, эта запись сделана не благоговейными почитателями Жанны наподобие Жиля де Ре или Ла Гира, а людьми, в чью сферу профессиональной деятельности входила обязанность дать для государственной власти ясную и не требующую двойных толкований характеристику девушки из Домреми – это были не склонные к сантиментам бюрократы, многие из которых участвовали в инквизиционных процессах и отлично представляли свою личную меру ответственности в случае ошибки. Но и тут мы видим на редкость единодушное мнение – Дева Жанна представляет собой едва ли не идеал христианского служения. Обмануть этих прожжённых специалистов, десять собак съевших на поприще определения одержимости и точно знавших критерии добра и зла в понятиях церковного права XV века, было невозможно. Значит и на них «волшебство» Жанны оказало воздействие?

    Задействуем принцип Оккама – самое простое и рациональное объяснение некоего феномена является самым верным. Что дофин, что господа де Ре, Виньоль, Дюнуа или Алансон, что священники в Пуатье столкнулись с беспримесной чистотой веры, без малейшей тени лукавства или притворства. Искренность всегда вызывает доверие и симпатию, тем более что «массовое бессознательное» французского общества того периода жаждало миракля, чуда, мистического избавления. Накладываем всё это на религиозный менталитет, на мнимые или истинные видения Жанны, и получаем Орлеанскую Деву, «Госпожу Надежду», как обозначила это явление французская исследовательница Режин Перну.

    Молитва Жанны д’Арк (художница Зоэ-Лоре де Шатийон, XIX век)

    После краткосрочного визита в Пуатье Жанну перевозят обратно в Шинон, а от двора дофина в Тур. Следует распоряжение Карла де Валуа: «…изготовить для Девы доспехи, подходящие для её тела », сиречь снять мерку и выковать броню по размеру Жанны. Архивное дело в XV веке было развито ничуть не хуже, чем сейчас, и сохранившиеся казначейские записи докладывают, что за доспех оружейному мастеру Жану Дюпюи следовало 100 полновесных турских ливров – с учётом инфляции, сумма очень солидная. Золотое содержание турского ливра составляло 8,27 г чистого золота или примерно 490 г серебра, то есть броня Жанны обошлась дофину в 820 г золота. Одновременно было заказано знаменитое знамя Жанны д’Арк, надевавшееся на копейное древко. Возникли проблемы с оружием – ещё в Вокулёре капитан Робер де Бодрикур подарил Деве самый обычный меч, для обороны от возможного нападения в дороге. Однако Жанна потребовала отправить гонца в местечко Сен-Катрин-де-Фьербуа, где останавливалась на пути в Шинон. Цитируем летописи:

    «…Она знала от своих голосов, что меч находился там, и она никогда не видела человека, который отправился за названным мечом. Она написала священникам церкви этого городка: возрадуйтесь тому, что меч будет у меня, и пришлите его мне. Меч закопан неглубоко и, как ей казалось, за алтарём; впрочем, точно она не знала, за или перед алтарём. Она сказала также, что как только меч будет найден, священники этой церкви должны почистить его, и ржавчина сразу же исчезнет; а поехал за мечом оружейный мастер из Тура».

    Отличительным признаком клинка являлись пять выгравированных на нём крестов – любой знакомый со средневековой геральдикой человек сразу определит, что это за знак: герб Иерусалимского королевства крестоносцев, основанного в 1099 году. Символика очевидна – Жанна собиралась в свой Крестовый поход. Ещё одна из многочисленных и малообъяснимых странностей, сопровождавших появление Девы.

    Вскоре Жанна отправляется в Блуа, где собиралась королевская армия и где её ждали верившие в миссию Девы соратники, включая Жиля де Ре и невоздержанного на язык Ла Гира…

    Продолжение следует

    Изображение Жанны д’Арк, нарисованное между 1450 и 1500 годами. О ней написано множество научных исследований, и несмотря на это - а может, именно благодаря этому, споры вокруг ее судьбы не только не утихают, но, напротив, разгораются со все большей силой.

    Официальная история жизни Орлеанской Девственницы существует со времен Великой французской революции и подробно изложена в школьных учебниках. Жанна д’Арк родилась в деревушке Домреми, в Лотарингии, в семье землепашца Жака д’Арка (Jacques или Jacquot d’Arc, около 1375–1431) и его супруги Изабеллы (Isabelle d’Arc, урожденная Isabelle Romee de Vouthon, 1377–1458) около 1412 года.

    Это было тяжелое для Франции время. Уже более семидесяти лет шла Столетняя война (1337–1453), и французы за это время успели потерять большую часть территории королевства. В 1413 году в Париже вспыхнуло восстание. В 1415 году англичане высадились в Нормандии с войском под командованием талантливого полководца - молодого короля Генриха V (Henry V, 1387–1422). Осенью 1415 состоялась знаменитая битва при Азенкуре, в результате которой весь цвет французской аристократии попал в плен. В стране началась гражданская война между бургундцами и арманьяками, а англичане тем временем захватывали одну территорию за другой. В 1420 даже был заключен мирный договор в Труа, согласно которому французский трон наследовал английский король Генрих V. Но в 1422 году он скоропостижно умер, и в Столетней войне начался новый виток.

    В возрасте 13 лет у Жанны начинались «видения» - она слышала «голоса», разговаривала со святыми, которые призывали ее идти спасать Францию. Девушка всем сердцем уверовала в свое необычное предназначение. Святые, что ей являлись, намекали на известное пророчество, согласно которому одна женщина погубила Францию, и другая женщина, причем девственница, спасет страну.

    Бедная дочь пахаря в 17 лет уходит из отчего дома, добирается до Шинона, где в то время находился молодой король Карл VII (Charles VII, 1403–1461), рассказывает ему о своем предназначении. Тот, поверив ей, дает ей в подчинение отряд рыцарей. Вот так начинается карьера Жанны. В ней будут сражения, победы, освобождение Орлеана, после чего она получит прозвище Орлеанская Дева. Затем - плен, обвинения, допросы и смерть на костре в 1431 году. Вроде бы все просто и ясно.

    Однако на протяжении уже нескольких десятилетий официальную версию систематически оспаривают некоторые историки, преимущественно французские, указывая на определенные непонятные моменты в биографии Жанны. Почему хронисты колеблются в названии даты казни девы? Президент Эно, суперинтендант в штате королевы Марии Лещинской (1685–1770), имевший доступ к французским хроникам, называет датой казни 14 июня 1431 года. Английские летописцы Уильям Кэкстон (William Caxton, 1422–1491) и Полидор Вергилий (Polydore Vergil, 1470–1555) уверяют, что казнь состоялась в феврале 1432 года.

    Сомневающиеся в правдивости официальной биографии Жанны д’Арк историки разделились на два направления: бастардизм и сюрвенизм.

    Идеологом первого течения стал Роберт Амбелена — масон очень высокой степени посвящения. Он обратил внимание на то, что почести, оказанные Орлеанской деве при французском дворе, никак не соответствовали её официальному статусу, изложенному в традиционной биографии. Так, например, Жанне выделили целую свиту; ей разрешили собственное знамя; её одели в дорогие рыцарские доспехи с золотыми шпорами; размер выкупа за неё соответствовал выкупу за особу королевской крови. Мало того, на гербе Орлеанской девы те же цвета и символы, что и на гербе Карла VII. Не многовато ли для простой крестьянки? Уж не была ли Жанна действительно королевских кровей?

    Догадка Амбелена подтвердилась в 1934 году, когда историк Э. Шнайдер обнаружил в архивах Ватикана протоколы допросов Орлеанской девы. Среди них есть и отчёт двух монахов-францисканцев, опросивших жителей деревни Домреми, где, якобы, родилась Жанна д’Арк. Все они в один голос утверждали, что героиня Франции вовсе не крестьянка, а не кто иная, как дочь Изабеллы Баварской и брата её мужа Людовика Орлеанского. В изданиях книги «Истории королевского дома» до середины XVIII века есть данные, что у Изабеллы и Людовика 10 ноября 1407 года действительно родилась девочка по имени Жанна. В более поздних изданиях внезапно у этого ребёнка изменилось не только имя, но и пол. Девочка Жанна почему-то стала мальчиком Филиппом. Очевидно, что «История королевского дома» была отредактирована Бурбонами так, чтобы не могло возникнуть сомнений в правдивости официальной биографии героини Франции.

    Таким образом, скорее всего Жанна д’Арк действительно была особой королевской крови, а не безродной крестьянкой, и приходилась сестрой Карлу VII и английской королеве Екатерине. Генрих VI Ланкастер, соответственно, её племянник.

    В такой ситуации встаёт вопрос: могли ли столь близкие родственники упорно настаивать в ходе суда над Орлеанской девой на её сожжении, как это следует из официальной биографии Жанны’

    Вот тут-то эстафету у бастардистов принимают сюрвенисты, которые открыто говорят: героиня Франции не была сожжена. При этом они указывают на явные нестыковки в официальной версии.

    Во-первых, Жанну казнили без приговора светского суда, что было совершенно недопустимо в то время.

    Во-вторых, нет прямых свидетельств, что на костёр возвели именно Орлеанскую деву: лицо казнимой было закрыто колпаком. Экзекуция проходила «при закрытых дверях» — на ней присутствовали только английские солдаты.

    Мало того, официальная дата казни Жанны, оказывается, более чем условна. В разных документах указываются четыре разные даты: 30 мая, 14 июня, 6 июля 1431 года, а также февраль 1432-го.

    Много сомнений вызывает и сама странная и головокружительная карьера Жанны. Средневековое общество было строго сословным и иерархичным. Для каждого в нем было определено свое место среди Oratores - тех, кто молится; Bellatores - тех, кто воюет, или Aratores - тех, кто пашет. Дворянские мальчики с семи лет готовились к тому, чтобы стать рыцарями, а к крестьянам относились, как к животным. Как же могло такое случиться, что простолюдинке дали под начало отряд рыцарей? Как могли согласиться рыцари, от рождения воспитанные воинами, чтобы ими командовала крестьянка? Что должны были ответить бедной крестьянской девушке, которая стоит у ворот королевской резиденции и требует свидания с королем, чтобы рассказать ему о своих «голосах»?

    Жанну же в Шиноне принимали теща короля Иоланда Анжуйская (Yolande d’Aragon, duchess d’Anjou, 1379–1442), супруга Карла VII Мария Анжуйская (Marie d’Anjou, 1404–1463) и сам король. Ко двору ее доставили за счет казны, в сопровождении вооруженного эскорта, который составляли рыцари, оруженосцы, королевский гонец. Многим дворянам приходилось не по одному дню ждать аудиенции у короля, а «крестьянку» пустили к нему практически сразу.

    «Бюллетень общества археологии и Лотарингского музея истории» сообщает, что «в январе 1429 года на площади замка в Нанси Жанна верхом на лошади приняла участие в турнире с копьем в присутствии знати и народа Лотарингии». Если учесть, что сражение в турнирах было возможно только для дворянства, что вокруг ристалища выставлялись щиты с гербами сражающихся, то появление на нем крестьянки не укладывается ни в какие рамки того общества. К тому же длина копья достигала нескольких метров, и владеть им могли только специально обученные этому дворяне. На том же турнире она поразила всех своим умением ездить верхом, а также знанием игр, принятых среди знати - кентен, игра в кольцо. Поразила настолько, что герцог Лотарингский подарил ей великолепного скакуна.

    «Жанна д’Арк на коронации Карла VII» 1854
    Художник Жан Огюст Доминик Энгр

    Во время коронации Карла в Реймсе только штандарт Жанны (белый, усыпанный золотыми лилиями) был развернут на хорах собора. У Жанны был свой придворный штат, включающий фрейлину, дворецкого, пажа, капеллана, секретарей, и конюшня из двенадцати лошадей.

    Рассказы о почестях, оказываемых ей при разных оказиях, кажутся противоречащими предположению о ее плебейском происхождении. Наверное, Робер Амбелен (Robert Ambelain, 1907–1997) - известный французский писатель, прославившийся своими связями с современными тайными обществами масонского и мартинистического толка, - был первым, кто решил связать ее прозвище «Орлеанская», под которым она фигурирует, например, в поэме Вольтера «Орлеанская девственница» (La Pucelle d’Orleans), с еще одним известным «Орлеанцем» - Орлеанским Бастардом (Le Batard d’Orleans, 1403–1468).

    Орлеанский Бастард, или Жан Дюнуа, был незаконнорожденным сыном герцога Луи Орлеанского (Louis de France, Duc d’Orleans, 1372–1407) и Мариэтты Ангенской (Mariette d’Enghien). В своей книге «Драмы и секреты истории» («Drames et secrets de l’histoire, 1306–1643»), изданной в Париже в 1980 году и переведенной на русский в 1993 году, Амбелен доказывает, что именно на принадлежность к Орлеанской династии указывает прозвище воительницы.

    Тогда объяснима та легкость, с которой Жанна была принята при дворе, и те почести, что ей оказывались, и то, что она принимала участие в рыцарских турнирах и командовала рыцарями.

    Итак, отцом Жанны был герцог Луи Орлеанский, о чем знали и представители династии (сторонники этой версии утверждают, что в таком случае Жанна д’Арк родилась в 1407 году). Богатый гардероб Жанны был оплачен герцогом Карлом Орлеанским (Charles d’Orleans, 1394–1465), а Орлеанский Бастард, обращаясь к ней, называл ее «Благородная Дама». Но кто в таком случае мать Жанны? Вслед за Амбеленом, Этьен Вейль-Рейналь (Etienne Weil-Reynal) и Жерар Пем (Gerard Pesme) считают, что, скорее всего, это Изабелла Баварская (Isabeau de Baviere, 1371–1435), жена Карла VI, мать Карла VII. Она долгие годы была любовницей Луи Орлеанского.

    Карл VI по прозвищу Безумный (Charles VI le Fou, 1368–1422) не выносил и вида своей супруги. Она жила отдельно, во дворце Барбет, где Луи был частым гостем. Его называли отцом, по крайней мере, двоих детей Изабеллы - Жана (род. в 1398) и Карла (род. в 1402). Рождение Жанны произошло в этом самом дворце, и сразу ее отправили к кормилице Изабелле де Вутон. Понятно и то обстоятельство, почему пришлось спрятать ребенка. Необходимо было защитить девочку, поскольку ее отец, Луи Орлеанский, был убит наемными убийцами всего через несколько дней после рождения Жанны.

    Здесь опять же можно выделить факт, опровергающий бытующее мнение, что Жанна была просто крестьянкой. Дочь мужчины по имени Жак д’Арк и женщины по имени Изабелла де Вутон просто обязана быть дворянкой - приставка «де» в фамилии выдает дворянское происхождение. Представители семейства д’Арк находились на королевской службе еще до появления Жанны на свет. Именно поэтому эта семья была выбрана для воспитания Жанны.

    Как еще можно обосновать утверждение о ее дворянском происхождении? Герб, которым наделил ее Карл VII. В королевской грамоте говорится: «Во второй день июня 1429 года … господин король, прознав про подвиги Жанны Девственницы и победы, одержанные во славу Господа, наделил … гербом названную Жанну …». По описанию Жана Жакоби (Jean Jacoby) в книге «Знатность и герб Жанны д’Арк» («La noblesse et les armes de Jeanne d’Arc». Paris, 1937), герб представлял собой «щит с лазурным полем, в котором две золотые лилии и серебряный меч с золотым эфесом острием вверх, увенчанный золотой короной». Золотые лилии считались цветком Франции, иначе говоря, символом «принцев и принцесс крови», что также подтверждает открытая золотая корона на гербе Жанны. Король даже не заикается о присвоении Жанне дворянского звания, значит, оно у нее уже есть. Своим гербом он ясно дает понять, что считает Жанну принцессой королевских кровей.

    Если считать все сказанное верным, то Жанну придется признать сводной сестрой короля Франции Карла VII, сводной сестрой герцогов Орлеанской династии - Карла и Жана Дюнуа, сводной сестрой королевы Англии Екатерины де Валуа (Catherine de Valois, 1401–1437), сестры Карла VII, теткой короля Англии Генриха VI (Henry VI, 1421–1471). В этих обстоятельствах кажется немыслимой казнь Жанны на костре в Руане в 1431 году.

    Нельзя было сжечь по обвинению в колдовстве девушку такого высокого происхождения. Вопрос о том, зачем понадобился этот спектакль, слишком сложен, и является темой отдельной статьи.

    Сейчас речь о другом, о жизни Жанны после… ее официальной казни. Чтобы понять, как Жанна смогла избежать казни, стоит обратиться к описанию этого печального действа: «На площади Старого рынка (в Руане) 800 английских солдат заставили народ потесниться…наконец, появился отряд из 120 человек… Они окружали женщину, прикрытую… капюшоном до самого подбородка…». По сведениям историографов, рост Жанны составлял около 160 см. Учитывая двойное кольцо солдат вокруг нее, колпак на лице, сказать с уверенностью, что это была за женщина, не представляется возможным.

    Жанна д’Арк при осаде Орлеана. 1429г.

    Сомнения в том, что д’Арк была сожжена, становятся практически доказанными, если учесть: она не упоминается в учётных книгах казнённых инквизицией. Иными словами, получается: светские власти к сожжению Жанны не имеют отношения, поскольку не выносили ей приговора, а инквизиция тоже ни при чём, поскольку, согласно документам, она её не казнила. Таким образом сожжения Орлеанской девы попросту не было!

    Стремясь подтвердить свои догадки, историки-ревизионисты сумели найти документы, из которых явствует: через пять лет после мнимой казни в Лотарингии появилась женщина, опознанная многими, как Жанна д’Арк. Среди таковых были полководцы-соратники и сам король Карл. 7 ноября 1436 года эта особа вышла замуж за графа де Армуаза. Мало того, в 1438-39 годах она участвовала в боевых действиях в Аквитании. Годом позже ездила в Орлеан, где встречалась в Карлом VII. Окончательно Жанна д’Арк, в замужестве де Армуаз, ушла от ратных и политических дел в 1440 году. Героиня уехала в замок Жольни, где жила до самой своей смерти в 1449 году. Умерла она при загадочных обстоятельствах, немного не дожив до 42 лет.
    Реальная история Жанны д’Арк вызывает немало вопросов, и главный из них: зачем ближайшие родственники отдали её под суд, добились казни, а затем, по-видимому, спасли, инсценировав казнь?

    Оказывается, ответ на этот вопрос нужно искать в событиях, произошедших задолго до появления на свет самой Орлеанской девы.

    Как известно, первыми властителями Франции были Меровинги. С ними в родстве находилась династия Аймерингов Септиманских, ведущих своё начало от неких иудейских князей. Из рода Аймерингов были братья Готфрид Бульонский и Болдуин Фландрский. Именно они стали организаторами крестовых походов. В 1099 году братья создали рыцарский орден «Приорат святого Сиона» с целью восстановления династии Меровингов в Западной Европе и, особенно, во Франции. Как дочерняя структура сионского ордена в 1118 году учреждается орден тамплиеров. Но вскоре между орденами начинаются трения, и они становятся независимыми, поддерживая, тем не менее, прочные связи друг с другом.

    После падения государства крестоносцев в Палестине оба ордена перебрались в Европу. В Орлеане осели сионцы, а в Париже — тамплиеры, оказавшиеся настолько оборотистыми дельцами, что опутали финансовой паутиной всю Европу. Здесь практически невозможно было найти монарха, не задолжавшего тамплиерам значительной суммы денег. Излишне говорить, что в подобной ситуации они определяли политику в Европе. Это не могло нравиться сионцам, желавшим заправлять всем самим. В 1307 году они окончательно порвали отношения с тамплиерами и стали оказывать им усиленное противодействие. Именно члены «Приората святого Сиона» подвигли французского короля Филиппа IV Красивого к разгрому ордена тамплиеров. В 1314 году были казнены гроссмейстер Жак де Моле, приор Нормандии Жофруа де Шарне и другие крупные функционеры ордена. Однако тамплиеры не были уничтожены полностью, они ушли в подполье и сумели спасти свою несметную казну, переправив её на 18 галерах в Англию. Мало того, они не простили ни Франции, ни сионцам разгрома своей организации и начали мстить.

    Спустя несколько месяцев после казни де Моле при загадочных обстоятельствах умерли обидчики тамплиеров Филипп Красивый и папа Климент V. Потом отправились на тот свет все потомки Филиппа мужского пола. В итоге во Франции началась борьба за власть между династией Валуа и английскими королями, желавшими прибрать к рукам и французский трон. В конце концов, верх одержали Валуа. Но науськиваемый тамплиерами английский король Эдуард III, давший было согласие на восшествие на престол династии Валуа, отказался от своих слов. Это и стало поводом к Столетней войне. По сути дела, её развязали ушедшие в подполье тамплиеры. Они же, горя местью к Франции, финансировали из вывезенной ими орденской казны английскую армию.

    Очевидно, что сионцы прекрасно знали подоплёку Столетней войны и пытались противодействовать тамплиерскому подполью.

    Боевые действия шли с переменным успехом, но Франция целое столетие подвергалась разорению со стороны англичан и примкнувших к ним бургундцев, чьи герцоги были в родстве с последним магистром ордена тамплиеров.

    На последнем этапе Столетней войны Франция, как никогда, нуждалась в национальном герое. За подготовку такового, похоже, и взялся гроссмейстер «Приората святого Сиона» с 1418 по 1480 годы Рене Анжуйский. По-видимому, будучи незаконнорождённой дочерью особ королевской крови, Жанна д’Арк воспитывалась в деревне Домреми, которая, входя в состав орденских земель сионцев в Лотарингии, находилась под их чутким присмотром. Идея сделать из неё героя-освободителя появилась у гроссмейстера в конце двадцатых годов XV века. Точно установлено, что первая встреча Жанны и Рене Анжуйского состоялась зимой 1429 года, а буквально через несколько месяцев по стране поползли слухи о лотарингской крестьянке, которой явился сам Спаситель и предсказывал освобождение Франции от захватчиков. Пропагандистская машина сионцев и Карла VII быстро сделали из неё национальную героиню, орудие справедливой освободительной войны в руках Господа. Если же разобраться, то легко заметить, что ведомые Орлеанской девой войска сражались ничем не лучше, чем французские рати, возглавляемые другими военачальниками. Это лишний раз подтверждается её пленением в битве при Компьене.

    Когда Жанна оказалась в руках бургундцев, перед её ближайшими родственниками по обе стороны фронта стал вопрос: как спасти женщину, ведь едва ли её брат, Карл VII, и сестра, английская королева Екатерина, желали её смерти. На казни героини настаивали только ушедшие в подполье тамплиеры. Французы не смогли выкупить её у бургундского герцога, который, будучи потомком Жака де Моле, просто не пошёл с ними на сделку. Поэтому спасением Жанны занялась её сестра, английская королева Екатерина. Она с лёгкостью выкупила родственницу у бургундцев, но отпустить просто так не могла. Сделай она это — и тамплиеры-подпольщики в лучшем случае лишили бы финансирования английскую армию, а в худшем — легко отправили бы британскую королеву на тот свет, как сделали это с Филиппом Красивым.

    Чтобы обойти все эти препоны, Екатерины затеяла бутафорский судебный процесс и бутафорскую же казнь Жанны д’Арк. На самом деле Орлеанская дева была отпущена на свободу. Афера английской королевы раскрылась только через несколько лет, и тамплиеры в 1449 году добрались до Жанны; об этом во всяком случае говорят загадочные обстоятельства её кончины. На открытый конфликт с Екатериной тамплиеры тогда не пошли, так как Англия ещё четыре года продолжала на их деньги исправно терзать ненавистную им Францию. Рассчитаться с закулисными кукловодами пришлось сыну Екатерины, Генриху VI. Не исключено, что именно с подачи тамплиеров в Британском королевстве разразилась война Белой и Алой роз, в ходе которой сын Екатерины в 1461 году был низложен, а через полгода после кратковременной реставрации, в апреле 1471, вновь лишился власти, был заключён под стражу и умерщвлён при загадочных обстоятельствах в лондонском Тауэре.

    Мнение, что вместо Жанны была сожжена другая женщина, разделяло множество хроникеров и известных лиц, как современников Жанны, так и живших позже. В одной из хроник, хранящихся в Британском музее, сказано буквально следующее: «В конце концов, велели сжечь ее при всем народе. Или какую-нибудь другую женщину, похожую на нее». А настоятель Собора св. Тибо в Меце пишет спустя пять лет после казни: «В городе Руане … она была возведена на костер и сожжена. Так говорят, но с тех пор было доказано обратное».

    Еще больше убеждают в том, что Орлеанская дева не была сожжена, материалы судебного процесса. Генеральный адвокат Шарль дю Ли еще в XVI веке обратил внимание на то, что в документах и протоколах допросов девы отсутствуют смертный приговор и официальный акт, удостоверяющий исполнение приговора.

    Но если Орлеанскую деву не сожгли на костре, то какова ее дальнейшая судьба?

    В 1436 году, через пять лет после костра в Руане, в документах знатного семейства дез Армуаз появляется запись: «Благородный Робер дез Армуаз (Robert des Armoises) сочетался браком с Жанной дю Лис, девственницей Франции… 7 ноября 1436 года». Фамилию дю Лис носили сыновья официального отца Жанны.

    А летом 1439 года Орлеанская дева сама пожаловала в освобожденный ею город. Носила она теперь фамилию своего мужа - дез Армуаз. Ее встретила восторженная толпа горожан, в которой было немало людей, видевших ее ранее. В счетной книге города появилась еще одна примечательная запись о выплате Жанне дез Армуаз крупной суммы денег - 210 ливров «за добрую службу, оказанную городу во время осады». Героиню признали те, кто хорошо знал ее четыре года назад - ее сестра и братья, маршал Франции Жиль де Рэ (Gilles de Rais, 1404–1440), Жан Дюнуа и многие другие.

    Умерла Жанна в конце лета - начале осени 1449 года - именно этим периодом датируются документы, свидетельствующие о ее смерти. Только после этого ее «братьев» (имеются в виду сыновья Жака д’Арка) и официальную мать (Изабеллу де Вутон) стали называть «братьями покойной Жанны Девственницы» и «Изабеллой, матерью покойной Девственницы».

    Вот так выглядит одна из самых распространенных на сегодня альтернативных версий происхождения героини Столетней войны.

    Другая версия гласит, что Жанна д’Арк - это Маргарита де Шандивер, внебрачная дочь короля Карла VI и его последней любовницы Одетты де Шандивер (Odette (Odinette) de Champdivers, 1385/89–1424/25). Король воспитал свою дочь как воина для самозащиты, так как два его сына в борьбе за трон были уничтожены сторонниками герцога Луи Орлеанского. А поскольку Карл VII был незаконным сыном и не мог претендовать на престол, понадобился спектакль о «вмешательстве Божьих сил».

    Так рождается миф о непорочной деве, которая спасет страну. Эту роль сыграла Маргарита де Шандивер. Позже образ Жанны д’Арк и Маргарите, и Карлу VII начал мешать - постоянное верховенство женщины над войском было ненужным. Поэтому был разработан план исчезновения Жанны. Вместо Маргариты де Шандивер была сожжена на костре совсем другая женщина. А Маргарита - Жанна прожила долгую жизнь и была похоронена в базилике храма Нотр-Дам-де-Клери вблизи Орлеана.

    Но обе упомянутые нами версии схожи в одном: жизнь Жанны гораздо сложнее и интереснее, чем нам пытаются внушить со школьной скамьи.

    Официальная наука не признает доводов сторонников альтернативных версий. Но так или иначе, вопрос о происхождении Жанны д’Арк остается открытым: от фактов, говорящих о ее благородном происхождении, отмахнуться совсем непросто.

    [ или вот интересные Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

    Э тот пост о мученнице святой Жанне, как о ней не вспомнить, да еще в день ее казни...
    Впрочем, казни возможно и не было вовсе... но 30 мая официальная история считает днем сожжения Жанны д’Арк (Jeanne d"Arc), простой крестьянки, которая до сих пор известна во всем и особо почитаема во Франции, как национальная героиня.

    Жанна была одной из командующих французскими войсками в Столетней войне. Попав в плен к бургундцам, была передана англичанам, осуждена как еретичка и сожжена на костре по обвинению в ереси и колдовстве. Спустя почти пятьсот лет (в 1920 году) причислена Католической церковью к лику святых...

    Господь дал народу 4 обещания через Жанну: что будет снята осада с Орлеана, что дофин будет посвящен и коронован в Реймсе, что захваченный англичанами Париж будет возвращен законному королю Франции и что герцог Орлеанский, бывший тогда в плену у англичан, вернется на родину. Всё это казалось невероятным, но исполнилось в точности.

    Ее образ был воспет в различных художественных и литературных произведениях — в том числе Вольтером и Шиллером. О ней написано множество научных исследований, и несмотря на это — а может, именно благодаря этому, споры вокруг ее судьбы не только не утихают, но, напротив, разгораются со все большей силой.

    Официальная история жизни Орлеанской Девственницы существует со времен Великой французской революции и подробно изложена в школьных учебниках.

    Жанна д’Арк родилась в деревушке Домреми, в Лотарингии, в семье землепашца Жака д’Арка (Jacques или Jacquot d’Arc, около 1375-1431) и его супруги Изабеллы (Isabelle d’Arc, урожденная Isabelle Romee de Vouthon, 1377-1458) около 1412 года.

    Это было тяжелое для Франции время. Уже более семидесяти лет шла Столетняя война (1337-1453), и французы за это время успели потерять большую часть территории королевства.

    В 1415 году англичане высадились в Нормандии с войском под командованием талантливого полководца — молодого короля Генриха V.

    Осенью 1415 состоялась знаменитая битва при Азенкуре, в результате которой весь цвет французской аристократии попал в плен. В стране началась гражданская война между бургундцами и арманьяками, а англичане тем временем захватывали одну территорию за другой.

    В возрасте 13 лет у Жанны начинались «видения» — она слышала «голоса», разговаривала со святыми, которые призывали ее идти спасать Францию. Девушка всем сердцем уверовала в свое необычное предназначение. Святые, что ей являлись, намекали на известное пророчество, согласно которому одна женщина погубила Францию, и другая женщина, причем девственница, спасет страну.

    Дом Жанны д’Арк в Домреми. Ныне — музей.

    Бедная дочь пахаря в 17 лет уходит из отчего дома, добирается до Шинона, где в то время находился молодой король Карл VII (Charles VII, 1403-1461), рассказывает ему о своем предназначении. Тот, поверив ей, дает ей в подчинение отряд рыцарей. Вот так начинается карьера Жанны. В ней будут сражения, победы, освобождение Орлеана, после чего она получит прозвище Орлеанская Дева. Затем — плен, обвинения, допросы и смерть на костре в 1431 году... вроде бы все просто и ясно.

    Однако на протяжении уже нескольких десятилетий официальную версию систематически оспаривают некоторые историки, преимущественно французские, указывая на определенные непонятные моменты в биографии Жанны.

    Хронисты колеблются в названии даты казни девы. Президент Эно, суперинтендант в штате королевы Марии Лещинской называет датой казни 14 июня 1431 года. Английские летописцы Уильям Кэкстон (William Caxton, 1422-1491) и Полидор Вергилий (Polydore Vergil, 1470-1555) уверяют, что казнь состоялась в феврале 1432 года. Разница большая.

    Много сомнений вызывает и сама странная и головокружительная карьера Жанны. Средневековое общество было строго сословным и иерархичным. Для каждого в нем было определено свое место среди Oratores — тех, кто молится; Bellatores — тех, кто воюет, или Aratores — тех, кто пашет.


    Башня в Руане, где допрашивали Жанну и памятник у места ее сожжения.

    Дворянские мальчики с семи лет готовились к тому, чтобы стать рыцарями, а к крестьянам относились, как к животным. Как же могло такое случиться, что простолюдинке дали под начало отряд рыцарей? Как могли согласиться рыцари, от рождения воспитанные воинами, чтобы ими командовала крестьянка? Что должны были ответить бедной крестьянской девушке, которая стоит у ворот королевской резиденции и требует свидания с королем, чтобы рассказать ему о своих «голосах»? Мало ли в то время было хитропопых блаженных с голосами? Да полно!

    Жанну же в Шиноне принимали теща короля Иоланда Анжуйская (Yolande d’Aragon, duchess d’Anjou, 1379-1442), супруга Карла VII Мария Анжуйская (Marie d’Anjou, 1404-1463) и сам король. Ко двору ее доставили за счет казны, в сопровождении вооруженного эскорта, который составляли рыцари, оруженосцы, королевский гонец. Многим дворянам приходилось не по одному дню ждать аудиенции у короля, а «крестьянку» пустили к нему практически сразу.

    Бюллетень общества археологии и Лотарингского музея истории» сообщает, что «в январе 1429 года на площади замка в Нанси Жанна верхом на лошади приняла участие в турнире с копьем в присутствии знати и народа Лотарингии». Если учесть, что сражение в турнирах было возможно только для дворянства, что вокруг ристалища выставлялись щиты с гербами сражающихся, то появление на нем крестьянки не укладывается ни в какие рамки того общества. К тому же длина копья достигала нескольких метров, и владеть им могли только специально обученные этому дворяне. На том же турнире она поразила всех своим умением ездить верхом, а также знанием игр, принятых среди знати — кентен, игра в кольцо. Поразила настолько, что герцог Лотарингский подарил ей великолепного скакуна.

    Во время коронации Карла в Реймсе только штандарт Жанны (белый, усыпанный золотыми лилиями) был развернут на хорах собора. У Жанны был свой придворный штат, включающий фрейлину, дворецкого, пажа, капеллана, секретарей, и конюшня из двенадцати лошадей.

    Как вам такая Жанна, ню... да еще с нацистким приветствием? Это от французского художника Gaston Bussiere (1862-1929).

    Некоторые исследователи считают, что отцом Жанны был герцог Луи Орлеанский, о чем знали и представители династии (сторонники этой версии утверждают, что в таком случае Жанна д"Арк родилась в 1407 году). Богатый гардероб Жанны был оплачен герцогом Карлом Орлеанским (Charles d"Orleans, 1394-1465).

    Но кто в таком случае мать Жанны? Вслед за Амбеленом, Этьен Вейль-Рейналь (Etienne Weil-Reynal) и Жерар Пем (Gerard Pesme) считают, что, скорее всего, это Изабелла Баварская (Isabeau de Baviere, 1371-1435), жена Карла VI, мать Карла VII. Она долгие годы была любовницей Луи Орлеанского.

    Карл VI по прозвищу Безумный (Charles VI le Fou, 1368-1422) не выносил и вида своей супруги. Она жила отдельно, во дворце Барбет, где Луи был частым гостем. Его называли отцом, по крайней мере, двоих детей Изабеллы — Жана (род. в 1398) и Карла (род. в 1402). Рождение Жанны произошло в этом самом дворце, и сразу ее отправили к кормилице Изабелле де Вутон. Понятно и то обстоятельство, почему пришлось спрятать ребенка. Необходимо было защитить девочку, поскольку ее отец, Луи Орлеанский, был убит наемными убийцами всего через несколько дней после рождения Жанны.

    Здесь опять же можно выделить факт, опровергающий бытующее мнение, что Жанна была просто крестьянкой. Некоторыми исследователями считается, что дочь мужчины по имени Жак д’Арк и женщины по имени Изабелла де Вутон просто обязана быть дворянкой — приставка «де» в фамилии выдает дворянское происхождение. Но подобная традиция возникла во франции лишь в XVII веке. В описываемый период данная буква означали приставку «из». То есть Жанна из Арка, так что не все так однозначно...


    «Жанна д"Арк». Картина Рубенса.

    Представители семейства д’Арк находились на королевской службе еще до появления Жанны на свет. Именно поэтому эта семья была выбрана для воспитания Жанны.

    Герб Жанны д"Арк. Иллюстрация (Creative Commons license): Darkbob/Projet Blasons

    Как еще можно обосновать утверждение о ее дворянском происхождении? Герб, которым наделил ее Карл VII. В королевской грамоте говорится: «Во второй день июня 1429 года … господин король, прознав про подвиги Жанны Девственницы и победы, одержанные во славу Господа, наделил … гербом названную Жанну …». Золотые лилии считались цветком Франции, иначе говоря, символом «принцев и принцесс крови», что также подтверждает открытая золотая корона на гербе Жанны.

    Король даже не заикается о присвоении Жанне дворянского звания, значит, оно у нее уже есть. Своим гербом он ясно дает понять, что считает Жанну принцессой королевских кровей.

    Если считать все сказанное верным, то Жанну придется признать сводной сестрой короля Франции Карла VII, сводной сестрой герцогов Орлеанской династии — Карла и Жана Дюнуа, сводной сестрой королевы Англии Екатерины де Валуа (Catherine de Valois, 1401-1437), сестры Карла VII, теткой короля Англии Генриха VI (Henry VI, 1421-1471). В этих обстоятельствах кажется немыслимой казнь Жанны на костре в Руане в 1431 году.

    Нельзя было сжечь по обвинению в колдовстве девушку такого высокого происхождения. Вопрос о том, зачем понадобился этот спектакль, слишком сложен, и является темой отдельной статьи.

    Сейчас речь о другом, о жизни Жанны после... ее официальной казни. Чтобы понять, как Жанна смогла избежать казни, стоит обратиться к описанию этого печального действа: «На площади Старого рынка (в Руане) 800 английских солдат заставили народ потесниться... наконец, появился отряд из 120 человек… Они окружали женщину, прикрытую… капюшоном до самого подбородка…». Это только на картинах художников она с открытым лицом и в нарядных одеждах.

    По сведениям историографов, рост Жанны составлял около 160 см. Учитывая двойное кольцо солдат вокруг нее, колпак на лице, сказать с уверенностью, что это была за женщина, не представляется возможным.

    Мнение, что вместо Жанны была сожжена другая женщина, разделяло множество хроникеров и известных лиц, как современников Жанны, так и живших позже. В одной из хроник, хранящихся в Британском музее, сказано буквально следующее: «В конце концов, велели сжечь ее при всем народе. Или какую-нибудь другую женщину, похожую на нее».

    А настоятель Собора св. Тибо в Меце пишет спустя пять лет после казни: «В городе Руане … она была возведена на костер и сожжена. Так говорят, но с тех пор было доказано обратное».

    Еще больше убеждают в том, что Орлеанская дева не была сожжена, материалы судебного процесса. Генеральный адвокат Шарль дю Ли еще в XVI веке обратил внимание на то, что в документах и протоколах допросов девы отсутствуют смертный приговор и официальный акт, удостоверяющий исполнение приговора. Но если Орлеанскую деву не сожгли на костре, то какова ее дальнейшая судьба?

    В 1436 году, через пять лет после костра в Руане, в документах знатного семейства дез Армуаз появляется запись: «Благородный Робер дез Армуаз (Robert des Armoises) сочетался браком с Жанной дю Лис, девственницей Франции… 7 ноября 1436 года». Фамилию дю Лис носили сыновья официального отца Жанны.

    А летом 1439 года Орлеанская дева сама пожаловала в освобожденный ею город. Носила она теперь фамилию своего мужа — дез Армуаз. Ее встретила восторженная толпа горожан, в которой было немало людей, видевших ее ранее.

    В счетной книге города появилась еще одна примечательная запись о выплате Жанне дез Армуаз крупной суммы денег — 210 ливров «за добрую службу, оказанную городу во время осады». Героиню признали те, кто хорошо знал ее четыре года назад — ее сестра и братья, маршал Франции Жиль де Рэ (Gilles de Rais, 1404-1440), Жан Дюнуа и многие другие.

    Умерла Жанна в конце лета — начале осени 1449 года — именно этим периодом датируются документы, свидетельствующие о ее смерти. Только после этого ее «братьев» (имеются в виду сыновья Жака д’Арка) и официальную мать (Изабеллу де Вутон) стали называть «братьями покойной Жанны Девственницы» и «Изабеллой, матерью покойной Девственницы».

    Вот так выглядит одна из самых распространенных на сегодня альтернативных версий происхождения героини Столетней войны.

    Официальная наука не признает доводов сторонников альтернативных версий. Но так или иначе, вопрос о происхождении Жанны д’Арк остается открытым: от фактов, говорящих о ее благородном происхождении, отмахнуться совсем непросто. Основа инфы: исследование Елены Анкудиновой.

    Существует более 20 фильмов, снятых по мотивам истории Жанны Д’Арк. Первый из них был снят на заре кинематографа, в 1898 году. Кстати, вы смотрели фильм «Посланница: история Жанны д"Арк»? Картина 1999 года, но рекомендую, там Жанну играет Милла Йовович.

    А французы Жанну и помнят и любят... и уже не важно согжгли ее или нет, веру народа в ее мученическую смерть уже невозможно опровергнуть. Это уже личность - легенда...


    Памятник Жанне в Париже.

    Картинки и фото (С) разные места инета.


    Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении