Автомобильный портал

Девиантное и делинквентное поведение личности. Делинквентное поведение Девиантное и делинквентное поведение причины и виды

Девиантное и делинквенткое поведение

Усвоение социальных ценностей и норм - основа социали­зации, а нормы - основа социального контроля. С понятием нормы соотносится понятие отклонения; если нет нормы, то не может быть и отклонения от нее.

Отклонение от общепринятых норм называется в социологии девиантным (отклоняющимся) поведением.

В широком смысле понятие «девиация» означает любое не­соответствие поведения любой социальной норме. В узком смысле девиантность относится к отклонениям от неформаль­ных норм. Отклонение от правовых норм (нарушение) называет­ся делинквентным поведением, как уже сказано выше, отклонение от уголовно-правовых норм - преступным поведением. Таким образом, наиболее широким понятием является девиантное поведение, более узким - делинквентное, еще более узким - преступное.

Девиантность может быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус»: негативно отклоняющееся поведение и позитивно отклоняющееся. Для социологии гениальность и злодей­ство - вещи вполне совместные: это просто два вида девиантного поведения. Но чаще всего, когда говорят о девиантном поведении, имеют в виду именно негативно отклоняющееся поведение. Делинквентное поведение как форма негативной девиантности имеет только отрицательную оценку.

Наиболее распространенными и социально значимыми для любого общества формами девиантного поведения являются суицид (самоубийство), алкоголизм, наркомания, половая рас­пущенность. Степень распространенности негативных форм де­виантного поведения служит показателем эффективности соци­ального контроля.

В простых обществах с неразвитой нормативной системой девиантное поведение легко диагностируется и контролируется. Чем меньше норм, тем меньше возможность отклонений. В сложноструктурированных обществах, включающих несколько нормативных систем и множество субкультур, проблема опреде­ления поведения как девиантного и контроля за ним много­кратно усложняется.

Задача социального контроля - предотвратить отклонение от нормы. Такая же задача стоит и у профилактики (предупре­ждения) делинквентного и преступного поведения. Понятия контроля и профилактики - весьма близки (у них сходные це­ли, некоторые общие институты), но не тождественны. С од­ной стороны, понятие контроля шире: его объектом является любое социальное поведение, в то время как объектом профи­лактики - противоправное. С другой стороны, профилактика как род социальной деятельности включает и контроль за пове­дением индивидов, и воздействие на объективные социальные факторы (причины и условия), способствующие делинквентному поведению.

Понятие девиантности - относительное. Девиантное поведение в рамках одной культуры или общности может рассматри­ваться как нормальное в другой. В первобытном обществе (а у некоторых племен и сегодня) каннибализм, геронтоцид (убийство стариков), кровосмешение и инфантицид (убийство детей) считались нормальным явлением, вызванным экономическими причинами (дефицит продуктов питания) либо социальным уст­ройством (разрешение брака между родственниками).

Но девиантность является относительной характеристикой не только для двух разных обществ или эпох, но также двух или нескольких больших социальных групп внутри одного общества. В таком случае говорят не о культуре, а о субкультуре. Пример таких групп - верующие, молодежь, женщины, пен­сионеры, национальные меньшинства. Так, непосещение церковной службы - девиация с позиций верующего человека, но норма с позиций неверующего. Этикет дворянского сословия требовал обращения по имени-отчеству, а уменьшительное имя («Колька» или «Никитка») - норма обращения в низших слоях - считалось у первого девиацией.

Убийство на войне разрешается и даже вознаграждается, но в мирное время наказывается. В одних странах проституция ле­гальна (узаконена), в других странах она считается нелегальной и девиантной. Отсюда следует, что критерии девиантности от­носительны данной культуры и не могут рассматриваться в от­рыве от нее.

Критерии девиантности меняются во времени в рамках од ной и той же культуры.

После Второй мировой войны курение получило в США широкое распространение и социальное одобрение. Курить в квартире или в офисе считалось нормальным поведением. Но в 1957 г. ученые доказали, что курение - причина многих серь­езных заболеваний, в том числе рака легких. Постепенно ши­рокая общественность начала кампанию против курения. И сегодня в США курильщики превратились в объект всеобщего осуждения.

В СССР в 60-70-е годы школьные учителя боролись с «длинноволосыми» учениками, усматривая в этом подражание «буржуазному образу жизни» и признаки нравственного растле­ния. В конце 80-х годов наше общество изменилось и длинные волосы превратились из девиации в норму.

Таким образом, девиация относительна а) исторической эпо­хи, б) культуры общества. Относительность в социологии назы­вается релятивизмом.

Девиантность, о которой сказано выше, - это отклонение от норм культуры, т.е. культурная девиантность. Ее не следует ото­ждествлять с психической девиантностью, с так называемыми «психическими аномалиями». Очень часто в психических анома­лиях (разного рода акцентуации, психопатии, олигофрения и т.д.), т.е. отклонениях от психической нормы, видят причину преступлений - отклонений от социальной нормы.

За последнее время было проведено немало исследований, которые установили, что среди преступников много лиц (по разным данным от 25 до 80%) с психическими аномалиями. Из этого, казалось бы, можно сделать вывод, что преступления в основном совершают люди с аномалиями. Но это не совсем так (и разнобой в данных исследований не случаен). Во-первых, многие аномалии имеют не наследственный, а приобретенный характер, и очень часто социально-нравственную запущенность личности квалифицируют как психическую аномалию (особен­но у подростков). Во-вторых, обычно приводимые цифры об аномалиях являются не официальными данными судебно-психиатрических экспертиз, а данными выборочных исследова­ний, проводимых по весьма различным методикам. В-третьих, большинство исследований проводится среди осужденных к ли­шению свободы. Но, как известно, условия мест лишения сво­боды являются мощным стрессогенным фактором, отрицательно влияющим на психику человека. И обычные методики не позво­ляют выявить, когда возникли аномалии - до совершения пре­ступления или после, в период отбывания наказания.

Психические аномалии, безусловно, влияют на поведение человека, поскольку могут вызывать серьезные затруднения в ходе социализации - труднее дается учеба, трудно получить вы­сококвалифицированную профессию и т. д. Но в отличие от нравственных отклонений психические аномалии не являются результатом социализации.

Утверждение о наличии прямой связи между психическими аномалиями и преступным поведением означает, что социальная коррекция невозможна и профилактика преступного поведения психически аномальных (но вменяемых) субъектов бесперспек­тивна. Поэтому для социологии и криминологии в изучении психических аномалий более плодотворным является другой подход - изучение следует направлять на поиск связи не видов аномалий с определенными формами преступного поведения, а психических расстройств с особенностями процесса социализа­ции аномальных индивидов.

Чаще, чем в других возрастных группах, девиантное поведе­ние наблюдается у подростков. Объективная причина данного обстоятельства состоит в том, что у несовершеннолетних про­цесс социализации (усвоение норм) и процесс формирования делинквентного поведения (отклонение от норм) по времени совпадают. И одно (делинквентность) есть следствие недостат­ков и неудач в другом (социализации).

Жизненный опыт подростка мал и фрагментарен, характер и взгляды окончательно не сформировались. В силу этого оценка ситуации часто бывает неадекватной, малый опыт и неадекват­ность оценки ситуации обусловливают и неправильное предви­дение последствий.

Кроме того, играют роль и особенности возраста:

социальные - происходит смена сфер социализации. Се­мью как основной институт социализации ребенка сменя­ют учебные и трудовые коллективы и неформальные груп­пы;

социально-психологические - линия поведения подростка формируется под воздействием противоречивых факторов. Для несовершеннолетних характерны как повышенная конформность (податливость группе), так и стремление к самостоятельности. Это обусловливает неустойчивость, ситуативность поведения несовершеннолетних;

психологические - процесс полового созревания обостряет (акцентуирует) проявление некоторых качеств (повышен­ная возбудимость, импульсивность и т. д.). Все это в определенной мере и определяет повышенную склонность несовершеннолетних к делинквентному поведению.

По данным ООН, около 30% всех молодых людей принима­ют участие в каких-либо противоправных действиях, а 5% со­вершают серьезные правонарушения.

Социологи установили закономерность: человек тем легче усваивает образцы девиантного поведения, чем чаще с ними сталкивается и чем моложе его возраст.

Из этого исходиттеория дифференцированной связи (ассоциации) американского криминологаЭдвина Сатерленда (1883-1950). Эта теория говорит о том, что преступному поведению, как и любому другому поведению, обучаются, и обучаются у тех, с кем имеют более тесную связь. (Иногда эту теорию иронически на­зывают теорией «дурной компании»). Степень влияния на чело­века тех или иных образцов поведения зависит от степени его связи с тем или иным лицом (или группой лиц): общаясь пре­имущественно с преступниками, человек скорее всего станет преступником, общаясь с законопослушными лицами, - законопослушным (дифференциация связи). В бедных районах, no­раженных преступностью, намного легче стать преступником:

обучиться соответствующим приемам, выработать навыки, найти соучастников, сбыть краденое и т. д.

Человек не наследует преступных наклонностей. Индивиду­альные различия между людьми если и влияют на преступность, то лишь в той мере, в какой они обусловливают частоту и ус­тойчивость контактов с образцами преступного поведения. Эмо­циональные стрессы в семье значимы постольку, поскольку они гонят человека из дома и толкают его на контакты с правонару­шителями.

Теория дифференцированной связи - описательная, а не объяснительная теория: она описывает механизм усвоения об­разцов поведения, воздействию которых подвержен индивид, но не объясняет, откуда берется то преступное поведение, ко­торому научаются. Теория Э. Сатерленда была одной из пер­вых теорий, описывающих процесс воспроизводства преступ­ности, она вызвала серьезные научные дискуссии и способст­вовала развитию криминологических теорий социологического направления.

В настоящее время в России на делинквентное поведение молодежи значительное воздействие оказывают социально-экономические факторы, иногда называемые социальными из­держками проводимых экономических реформ. Наиболее уязви­мым оказался такой важнейший институт социализации, как се­мья. Стремительное обнищание значительной части населения, безработица, рост пьянства и алкоголизма ведут к распаду семьи. Следствие этого - значительный рост среди несовершеннолет­них безнадзорности, бродяжничества, попрошайничества, вовле­чения их в аморальную и преступную деятельность. Резко обо­стрилась проблема социального сиротства, т.е. фактического от­сутствия семьи при живых родителях, уклоняющихся от воспитания детей, лишенных родительских прав или находя­щихся в местах лишения свободы. Увеличилось число правона­рушителей из таких социально неустроенных групп, как мигран­ты и вынужденные переселенцы.

Поскольку, как выше уже отмечено, процесс социализации и процесс формирования делинквентного поведения у несовер­шеннолетних совпадают во времени, основным направлением в предупреждении делинквентного поведения несовершеннолет­них является общесоциальная профилактика, цель которой - создать условия, способствующие нормальному формированию личности подростка. Ею должны быть охвачены все основные сферы социализации: семья, школа, трудовой коллектив, сфера общения и досуга. Продуманная социальная политика государ­ства, включающая помощь семье в воспитании детей, улучше­ние воспитания в школе, совершенствование трудового воспитания, создание условий для проведения содержательного досуга - все это содержит значительный антикриминогенный потенциал. Центр тяжести в профилактической работе с несо­вершеннолетними должен быть перенесен с субъектов из пра­воохранительной системы на государственные и общественные организации.

Социальная значимость проблемы подростковой делинквентности обусловливается особым местом подрастающего по­коления в обществе. Задача охраны жизни, физического и нрав­ственного здоровья будущего нации, всемерная социальная и правовая защита законных прав и интересов несовершеннолет­них и молодежи приоритетны во внутренней политике любого цивилизованного государства. Всякое нормальное общество осо­бо болезненно реагирует на пораженность преступностью имен­но социальной группы несовершеннолетних.

Отклонение и разнообразие

Девиантность не следует рассматривать как сугубо отрица­тельное явление. Как выше уже сказано, отклонения бывают как отрицательными, так и положительными. Девиантность является источником разнообразия - основы социального развития (эво­люции). Разнообразие так же связано с девиантностью, как еди­нообразие - с нормой. Нормопорядок и Девиантность - две не­разрывно связанные стороны социального прогресса.

Во все времена общество старалось не допускать отклонений в поведении своих членов. Если говорить абстрактно, то в принципе любые отклонения несут угрозу социальной стабиль­ности: гениальность и сумасшествие, героизм и предательство. Но практически социальный контроль несимметричен: негатив­ные отклонения чаще осуждаются, позитивные - одобряются. История человечества показывает, что борьба с девиациями часто перерождается в борьбу с разнообразием - чувств, мыслей, поступков.

На одном его полюсе разместятся максимально неодобряе­мые виды поведения: наркомания, вандализм, преступ­ность, святотатство и т. д.;

На другом полюсе расположатся максимально одобряе­мые отклонения: героизм, самопожертвование, гениаль­ность и т. д.

Если провести статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих- групп придется примерно по 10-15% общей численности населения, а 70% составляют «твердые середняки» - люди с несущественными отклонениями.

При обследовании жителей Нью-Йорка 99% опрошенных признались в том, что они совершили один и более незаконных поступков, например, воровали в магазине, обманывали налого­вого инспектора или постового, не говоря уже о более невинных шалостях - опоздание на работу, переход улицы или курение в неположенных местах.

Одним из первых, кто связал существование делинквентности и преступности с категориями нормы и патологии, отклоне­ния и разнообразия, был выдающийся французский социолог Эмиль Дюркгейм. Он так же, как и У. Ломброзо (1835-1909), рассматривал преступность в качестве естественного явления, но в отличие от него считал ее не патологическим, а нормальным явлением, неотъемлемой частью любого здорового общества. Как и А. Кетле, Э. Дюркгейм обращал особое внимание на такое свойство преступности, как устойчивость, на то, что она сущест­вует во всех обществах всех типов, но в своих выводах он пошел значительно дальше. Человеку не нравится боль точно так же, пи­сал Э. Дюркгейм, как обществу преступность, и все же боль - функция нормальной физиологии.

Но если какое-то явление устойчиво и постоянно, то в соот­ветствии с концепцией структурно-функционального анализа (одним из основоположником которого был Э. Дюркгейм) оно должно выполнять определенную социальную функцию. По Э. Дюркгейму, функция преступности - эволюционная. Со­стояние преступности может служить индикатором уровня соци­ального развития. Развитие - это отклонение от устоявшихся норм и правил. Общество должно давать свободу для возникно­вения отклонений, но свобода неделима: она дает возможность как для положительных, так и для отрицательных отклонений. Если общество не дает такой свободы (тоталитарные режимы), то уровень преступности падает, но замедляется и развитие. Поэтому ненормален как слишком высокий уровень преступ­ности (аномия), так и слишком низкий (застой). С этой точки зрения объяснимо, почему преступность в социалистических странах была намного меньше, чем в капиталистических. За де­мократию и свободу приходится платить, в том числе и ростом преступности.

Но преступность - не только индикатор развития общества, она может быть и непосредственно эволюционным фактором (это самый смелый и парадоксальный вывод Э. Дюркгейма). Нередко преступления (преступление Сократа в античности, преступле­ния еретиков в средние века) прямо подготавливают почву для становления новых норм морали и права. Если применить этот подход к нашей действительности, то можно сказать, что по­скольку носителями рыночной психологии у нас были не Со­крат и Джордано Бруно, а фарцовщики, валютчики и «цеховики», постольку и не следует удивляться, что лицо молодого рос­сийского капитализма обезображено порочной печатью криминальности.

Анализ подходов к определению понятия «девиантное поведение» в отечественной и зарубежной психологии, а также в представлениях других наук (социологии, медицины, криминологии и др.) был предпринят С. В. Богдановой в её диссертационном исследовании . «Независимо от науки, все авторы, говоря об отклоняющемся (девиантном) поведении, выделяют отклонения от социальных и правовых норм общества», – пишет она . При этом указываются и отличия: «В социологии – это поступок, действие; в медицине – система поступков; в психологии – устойчивое поведение личности; в педагогике – специфический способ изменения социальных норм и ожиданий; в криминологии – преступность как социальное явление» .

Со ссылкой на Ю. Клейберга С. В. Богданова указывает, что «одни исследователи считают, что речь должна идти о любых отклонениях от одобряемых обществом социальных норм, другие предлагают включить в это понятие только нарушение правовых норм, третьи – различные виды социальной патологии (убийство, наркотизм, алкоголизм и т. П.), четвёртые – социальное творчество» .

Первым на позитивный характер девиаций обратил внимание Я. И. Гилинский: «Девиации… являются всеобщей формой, механизмом, способом изменчивости, а, следовательно, и жизнедеятельности, развития каждой системы» [Цит. по: 48. С. 109]. О. С. Осипова отмечает, что границы между позитивной и негативной формами девиантного поведения подвижны во времени и социальном пространстве .

По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает, прежде всего, тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении ротивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.

В английском языке преступление, преступность обозначается словом «crime», а термин «делинквентность » - «delinquency» имеет широкое значение. Это правонарушение, акт делинквентного поведения, проступок.



Делинквентом называется «правонарушитель», «преступник». Это молодые рецидивисты, «первичные делинквенты», осужденные впервые за юношескую делинквентность, подростки с полицейскими контактами, но отпущенные с официальным предупреждением, и подростки с «дурным поведением». Делинквентное поведение (от лат. Delictum - проступок, англ. - delinquency - правонарушение, провинность) - антиобщественное ротиивоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом

Здесь следует отметить близость делинквентности такому понятию как девиантность. Девиация (от лат. Deviatio) – отклонение в поведение человека от общепринятых норм, а девиантное поведение – совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. Таким образом, ведущим признаком девиантного поведения в самом широком смысле является отклонение от принятых в обществе норм, правил, традиций.

Но по сравнению с делинквентностью это понятие не включает в себя серьезное нарушение закона, влекущее за собой уголовное наказание. Характерной чертой девиантного поведения является культурный релятивизм. Для одних курение, употребление алкоголя – норма, для других – отклонение.

Итак, девиантность и делинквентность – две формы отклонения поведения от существующих в обществе норм. Первая форма – относительная, а вторая – более значительная. Следовательно, они взаимосвязаны. Корни делинквентности следует во многих случаях искать в девиантности, которая ей предшествует.

Криминология рассматривает явление делинквентности как бы обособленно от других явлений в обществе. Социология же изучает делинквентов в рамках происходящих социальных процессов. Это может быть, например, такой процесс, как определенное психологическое давление на индивида к достижению материального успеха со стороны общества. Или процесс социальной изоляции делинквента может привести к повторному совершению преступлений.

К основным видам (формам) девиантного поведения относятся, прежде всего, преступность, алкоголизм и наркомания, бродяжничество, попрошайничество, самоубийства, проституция.

Делинквентное поведение выражается в нарушении общественных и правовых норм .

Примеры делинквентного поведения свидетельствуют об общественной опасности подобного явления и необходимости борьбы с ним.

Однако, делинквентное и девиантное поведения имеют существенные различия, о которых тоже стоит посмнить.

Понятие делинквента

Под делинквентом понимают человека, чьи поступки носят антиобщественный, противозаконный характер.

Действия данного субъекта сопряжены с нарушением правовых норм.

Ненадлежащее поведение делинквента приводит к наступлению правовых последствий для него.

Делинквентом может быть взрослый человек или подросток .

Особое внимание специалистов обращено на проблему отклоняющегося поведения именно у подростков, поскольку данные представители общества в силу возрастных особенностей своей психики входят в группу риска.

Своевременно оказанная помощь со стороны родителей, педагогов, представителей общественных организаций может исключить дальнейшее развитие преступной личности ребенка.

Делинквентное поведение — что это такое?

Это поведение, в результате которого происходит нарушение общественного порядка, установленных норм и законов.

Подобные антиобщественные действия приводят к причинению материального, морального ущерба отдельным представителям общества или всему обществу в целом.

Совершение делинквентных поступков приводит не только к осуждению нарушителя обществом, но и к наступлению для него юридических последствий .

Уровень понесенного наказания напрямую зависит от вида совершенного проступка.

Признаки

Признаки делинквентного поведения:

Виды и примеры

Причины

Как правило, формирование делинквентного поведения происходит под влиянием не одного фактора, а их совокупности .

Предпосылки, способствующие возникновению проблем, появляются в большинстве случаев уже в детстве.

Ребенок, растущий в неблагоприятной среде , с большей вероятностью в будущем будет демонстрировать антиобщественное поведение, чем ребенок, выросший в благоприятной атмосфере.

Основные причины появления проблем:

Внешние и внутренние факторы

При более обширном анализе условий, вызывающих формирование делинквентного поведения, принято выделять две их группы: внутренние и внешние.

Внешние условия:

  • проблемы в семье , являющиеся основными причинами формирования асоциального типа поведения у человека в раннем возрасте;
  • неразвитость системы общественного воспитания личности : отсутствие индивидуального подхода, отсутствие заинтересованности в каждом конкретном человеке со стороны государства;
  • усредненность системы образования , не рассчитанной на учет особенностей эмоционального, психологического, интеллектуального развития детей.

Внутренние условия:


Отличие от девиантного

Чем отличается девиантное поведение от делинквентного?

Называют нарушение существующих в обществе норм, устоев и правил, которое не влечет за собой нарушение закона и наступление юридических последствий.

Например, формой девиантного поведения является систематическое употребление несовершеннолетним лицом спиртных напитков.

Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, проявляется в совершении не только асоциальных поступков, но и правонарушений, за которые назначается соответствующее наказание (штраф, лишение свободы). Например, нарушение правил дорожного движения.

Иными словами, девиантное поведение — это первый вид делинквентного поведения — дисциплинарные проступки. Чаще всего подростки склонны к проявлению именно девиантного поведения .

Оно может легко перерасти в делинквентное поведение, если вовремя не вмешаются родители, педагоги, представители правоохранительных органов.

Механизмы и стратегии контроля

Государство может использовать определенные механизмы и стратегии для изменения ситуации, предотвращения ее усугубления. Существует принципиальная разница в применении механизмов и стратегий.

Механизмы — это определенные, конкретные способы воздействия, носящие принудительный или обязательный характер.

Механизмы, которые должно применять общество для снижения количества проявлений делинквентного поведения:

  • усиление системы наказаний за совершенные деяния;
  • осуществление косвенного контроля за индивидами, входящими в группу риска, посредством их внедрения в группы законопослушных лиц.

Стратегии — это общий план действий, рассчитанный на длительный период времени и направленный на достижение цели. Стратегии уменьшения числа делинквентов в обществе могут быть следующими:

  1. Повышение общего культурного уровня нации . Чем выше уровень духовного развития человека, тем меньше вероятность того, что он совершит асоциальный поступок.
  2. Улучшение качества жизни населения , в результате которого повысится уровень материального благосостояния нации, и потребность в совершении противоправных действий для получения различных благ снизится.
  3. Легализация форм поведения , являющихся асоциальными, но не влекущих за собой наступление юридических последствий: бродяжничества, проституции, гомосексуализма. Возможность действовать без прикрытия наделит представителей данных социальных групп и субкультур полноценными правами в обществе.

    Это избавит их от необходимости нарушать закон в стремлении скрыть от общества свои наклонности и интересы.

  4. Разработка системы всесторонней поддержки: наркологической, психологической и т.д. Поддержка должна быть направлена на облегчение социализации, адаптации в обществе граждан с различными проблемами.

Профилактика

Профилактические меры , направленные на решение проблемы делинквентности, должны осуществляться комплексно в следующих направлениях:

  • повышение уровня социального благополучия семей (проведение семинаров, тренингов, консультаций);
  • индивидуальная работа педагогов и психологов с подростками, проявляющими первые признаки наличия проблем или имеющими плохую наследственность;
  • снижение уровня преступности в обществе, путем повышения раскрываемости преступлений и предотвращения правонарушений.

Таким образом, делинквентное поведение является серьезной проблемой, требующей повышенного внимания со стороны государства. Формирование асоциального типа мышления закладывается в большинстве случаев еще в детском возрасте.

Делинквентное поведение в психологии и латентная преступность: анализ, типы, встречи в жизни:

Девиация – это отклонение от общепринятых ценностей и норм в процессе социального взаимодействия. Она рассматривается лишь с точки зрения степени выполнения либо невыполнения установленных стандартов группы или сообщества. В зависимости от того, наносят ли они тот или иной вред обществу либо, наоборот, приносят пользу, различают культурно одобряемые (конструктивные) и культурно неодобряемые (деструктивные) типы девиации. К первым относят гениальность, героические поступки, спортивные достижения, лидерские способности. В традиционных обществах к одобряемым девиациям причисляют отшельничество, религиозный фанатизм, сверхаскетический образ жизни. К культурно неодобряемым девиациям относят те поступки и те виды социальной деятельности, которые наносят ущерб обществу и как минимум вызывают осуждение.

Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы – все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм. Непосещение церковной службы – тоже своего рода девиация с позиций неверующего человека.

Одобряемая девиация так или иначе вознаграждается. Формы вознаграждения: денежные вы платы, наделение привилегиями, повышение статуса или престижа. Неодобряемая девиация влечет за собой осуждение , наказание (вплоть до тюремного заключения), изоляцию (вплоть до изгнания из страны) или лечение.

Девиация выполняет две функции : объединение группы и установление границы между приемлемым и неприемлемым. Неисправимые девианты подвергаются тюремной изоляции или госпитализации. Они служат уроком для других. Наказание за правонарушение укрепляет нормы и правопорядок. В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен : отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую – одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором континууме:

Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп придется примерно по 10–15% общей численности населения. Напротив, 70% населения составляют "твердые середняки" – люди с несущественными отклонениями (рис. 7.13).

Рис. 7.13.

Кривая Гаусса – универсальное средство выражения количественного распределения в обществе массовых социальных свойств, признаков, черт, явлений, процессов и т.д.

Хотя большинство людей подавляющую часть времени ведут себя в согласии с законами, их нельзя считать абсолютно законопослушными, т.е. социальными конформистами.

Существуют различные подходы к проблеме девиаций .

  • Структурный подход развивает Э. Эриксон. Он обнаружил, что пропорция девиантов в населении остается примерно постоянной во все эпохи. Девиантность увеличивается в периоды резких социальных изменений, когда пересматриваются критерии того, что считать девиацией. В спокойные времена, напротив, изменяется сама система социального контроля.
  • В рамках символического интеращионизма Э. Лемерт и Г. Беккер создали теорию стигматизации, утверждающую, что девиация – это результат негативной оценки со стороны сообщества, навешивания оскорбительного ярлыка.
  • Концепция дифференцированных возможностей Р. Клауорда и Л. Оулина утверждает, что для индивида весьма привлекательно использование ролевой модели поведения добившихся успеха девиантов.

История социологической разработки проблемы начинается с Э. Дюркгейма. Он полагал, что девиации играют положительную роль на социетальном уровне, способствуя сохранению социального порядка Преступление – необходимая часть всех обществ. Оно оказывает важную услугу тем, что генерирует социальное согласие в оппозицию к нему. Все члены общества объединяются, чтобы выразить свое возмущение преступлением, тем самым развивая между собой более тесные связи. Благодаря групповому консенсусу усиливается социальный порядок. Когда девианты наказаны, у граждан формируется солидарная общность, которая усиливает их верования.

После Дюркгейма исследование разворачивалось в рамках трех основных направлений:

  • 1) теоретико-методологического (М. Вебер, П. А. Сорокин, Т. Парсонс);
  • 2) междисциплинарного – социологи и юристы (М. Хальбвакс, У. Томас, Ф. Знанецкий), а также представители теории конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф), психоанализа и социальной этологии;
  • 3) специальной социологической теории, зародившейся в недрах структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон).

Отечественные социологи вслед за Робертом Мертоном признают наличие пяти типов поведенческих реакций.

  • 1. Подчинение (конформное поведение): принятие целей и средств.
  • 2. Инновация (реформизм): принятие целей, устранение средств.
  • 3. Ритуализм : неприятие целей, принятие средств.
  • 4. Ретреатизм (уход): неприятие ни целей, ни средств.
  • 5. Мятеж : отказ от целей и средств с заменой их новыми целями и средствами.

В строгом смысле отклоняющимися от нормы считаются второй, четвертый и пятый типы поведения. В соответствии с теорией аномии Р. Мертона девиантность возникает тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью общества.

Девиантное поведение – система поступков, отклоняющихся от принятой или подразумеваемой большинством населения общественной нормы и не влекущих за собой уголовного, административного или дисциплинарного наказания. Девиантное поведение – разновидность отклоняющегося поведения, его мягкая форма.

Особенно часто девиантное поведение наблюдается у подростков. Причины этого – социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма. Проявляются они в стремлении испытать любопытство, острые ощущения, в недостаточной способности прогнозировать последствия своих действий, гипертрофированном стремлении быть независимым. Подросток часто не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему общество, он не готов к выполнению определенных социальных ролей в той мере, в какой этого ожидают от него окружающие. В свою очередь, он считает, что не получает от общества того, на что вправе рассчитывать. Противоречие между биологической и социальной незрелостью подростков, с одной стороны, и требованиями общества – с другой, служит реальным источником девиации.

Социологи установили тенденцию: человек тем больше усваивает образцы девиантного поведения, чем чаще с ними сталкивается и чем моложе его возраст. Нарушения социальных норм молодежью могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и неосознаваемыми. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению.

Делинквентное поведение – это отклоняющееся поведение, которое в своих крайних проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия. В юридической практике делинквентность понимается в двух значениях.

К числу делинквентных относятся административные правонарушения, выражающиеся в нарушении правил дорожного движения, мелком хулиганстве (сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан), а также прогулы без уважительных причин занятий учащимися, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков, нарушение правил охраны труда и др. Лица, совершающие такие правонарушения, подлежат ответственности по гражданскому законодательству. К делинквентным также относят совершаемые детьми, подростками и молодежью поступки, которые незначительны или несерьезны с точки зрения уголовного законодательства, т.е. ненаказуемы в уголовном порядке.

Делинквентное поведение – разновидность отклоняющегося поведения, его жесткая форма. Еще более жесткой формой является криминальное поведение . Делинквентное и отклоняющееся поведение соотносятся между собой как вид и род, часть и целое. Любая делинквентность является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения.

В перечень делинквентного поведения школьников, по данным зарубежных и отечественных социологов, обычно входят такие проступки, как: не вернуться ночью домой, употребить алкоголь, приставать к взрослым, драться, незаконно хранить оружие, нанести тяжкие телесные повреждения кому-либо холодным оружием, воровать, прогулять занятия, курить марихуану, уйти из школы, отбирать карманные деньги у других школьников, нарушать порядок в общественных местах, испортить общественное имущество, писать или рисовать краской на стенах и др.

Делинквентность подростков обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За ними следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, изъятие карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов, мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение, домашняя кража небольших сумм денег. По данным ООН, около 30% всех молодых людей принимают участие в каких-либо противоправных действиях, 5% – совершают серьезные правонарушения.

Человеческое поведение вообще можно определить как тот или иной образ жизни, действий и поступков людей. Иногда может казаться, что действия отдельного человека – сугубо его личное дело. Однако живя в обществе, любой индивид практически постоянно находится (физически или мысленно) в окружении других людей. Поэтому его индивидуальное поведение очень часто взаимосвязано с окружающими и носит социальный характер.

Социальное поведение – это действия человека по отношению к обществу, другим людям, к окружающим его природе и вещам. Люди “задевают” друг друга не только при непосредственном контакте, но и через вещи, природу, через общую среду обитания. При этом взаимодействия людей чрезвычайно сложны и многообразны и могут быть разделены во времени и пространстве.

Усвоение социальных норм – основа социализации. Соблюдение социальных норм определяет культурный уровень общества. Отклонение от общепринятых норм называется в социологии девиантным поведением .

Термины “девиация”, “девиантный” происходят латинского deviatio – отклонение. В широком смысле "девиация" подразумевает любые поступки либо действия, которые не соответствуют: а) неписаным нормам, б) писаным нормам. В узком смысле "девиация" относится только к первому типу несоответствия, а второй тип получил название делинквентного поведения.

Как известно, социальные нормы бывают двух типов:

1) писаные – формально зафиксированные в конституции, уголовном праве и других юридических законах, соблюдение которых гарантируется государством;

2) неписаные – неформальные нормы и правила поведения, соблюдение которых не гарантируется правовыми аспектами государства. Они закреплены лишь традициями, обычаями, этикетом, манерами, т. е. некоторыми конвенциями, или молчаливыми договоренностями между людьми о том, что считать должным, правильным, приличествующим поведением.

Нарушение формальных норм называется делинквентным (преступным) поведением , а нарушение неформальных норм – девиантным (отклоняющимся) поведением.

Чем они отличаются друг от друга? Девиантное и делинквентное поведение можно различать следующим образом. Первое относительно, а второе абсолютно. Девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам страны.


Деликвентность и делинквентное поведение

Воровство, взяточничество, грабежи или убийства нарушают основные законы государства, гарантирующие права личности, и преследуются в уголовном порядке. Над преступниками совершается суд, им определяют меру наказания и на разные сроки (в зависимости от тяжести уголовного деяния), ссылают на исправительные работы, сажают в тюрьму или определяют условную меру пресечения (частичное ограничение в правах). К преступлениям относятся мошенничество, хищения, изготовление фальшивых документов, взятки, промышленный шпионаж, вандализм, воровство, взлом, автокражи, поджоги, проституцию, азартные игры и другие разновидности противоправных действий.

Девиантность , напротив, такие поступки, как сквернословие в публичных местах, громкий или возбужденный разговор, не нарушают уголовного права, но противоречат нормам поведения. Единственный способ наказания – привлечение к административной ответственности, уплата штрафа, устное осуждение окружающих людей или неодобрительность, косые взгляды прохожих.

Алкоголизм - типичный вид девиантного поведения. Алкоголик – не только больной человек, но и девиант, он не способен нормально выполнять социальные роли.

Наркоман - преступник, так как употребление наркотиков квалифицируется законом как преступное деяние.

Самоубийство, т. е. свободное и намеренное прекращение своей жизни - девиация. Но убийство другого человека - преступление.

В широком смысле девиантным поведением можно назвать любые действия, которые не соответствуют сложившимся в данном обществе нормам и социальным стереотипам. При таком подходе, однако, необходимо различать, условно говоря, положительную, или позитивную, и отрицательную, или негативную (от лат. negalivus - отрицательный) девиацию.

В узком смысле под девиантным поведением понимают всякие негативные и неодобряемые отклонения от социальных норм. Они-то и интересуют социологию, поскольку именно отрицательная девиация представляет определенный вызов обществу и требует от него адекватной реакции. Причины девиантного поведения социологи ищут в самых разных направлениях:

(а) в несовершенстве человеческой природы и различных пороках людей (эгоизм, чрезмерная тяга к удовлетворению своих желаний, стремление выделиться, зависть и т.д.);

(б) в их биологических и психологических особенностях (особые свойства отдельных организмов, генетическая предрасположенность некоторых индивидов к девиантности, умственные дефекты, психопатия и т.д.);

(в) в социальных условиях жизни (воспитание, образование, человеческое окружение, возможности работать, хорошо зарабатывать, культурно отдыхать и т. д.).


Подростковая девиантность

Особенно часто девиантное поведение наблюдается у подростков. Оно встречается среди них чаще, чем в других возрастных группах. Причины: социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма. Проявляются они в стремлении испытать острые ощущения, любопытство, в недостаточной способности прогнозировать последствия своих действий, гипертрофированном стремлении быть независимым. Подросток часто не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему общество, но не готов к выполнению определенных социальных ролей в той мере, в какой ожидают от него окружающие. В свою очередь он считает, что не получает от общества того, на что вправе рассчитывать. Противоречие между биологической и социальной незрелостью подростков, с одной стороны, и требованиям общества – с другой, служит реальным источником девиации.

По данным ООН, около 30% всех молодых людей принимают участие в каких-либо противоправных действиях, а в 5% совершают серьезные правонарушения.

Источником склонности к девиантности и делинквентности служит расхождение между степенью биологической и социальной зрелости, между требованиями, предъявляемыми подростком к самому себе, и требованиями, предъявляемыми к нему обществом. В силу физиологических особенностей формирующегося организма подросток отличается повышенной активностью, но вследствие недостаточной социальной зрелости он, как правило, еще не готов к самоконтролю. Он не умеет прогнозировать все последствия своих поступков, неправильно понимает свободу и независимость личности.

Социологи установили тенденцию: человек тем больше усваивает образцы девиантного поведения, чем чаще с ними сталкивается и чем моложе его возраст.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении