Автомобильный портал

Амундсен скотт антарктическая станция. Скотт против Амундсена: История покорения Южного полюса

«Антарктида — материк в центре Антарктики, площадью 13 975 км2, в том числе 1582 км2 шельфовых ледников и островов» — такова скупая научная характеристика небольшого белого пятна в самой нижней части глобуса. Но что такое Антарктида на самом деле? Это ледяная пустыня с невыносимыми для живого существа условиями: температура зимой от −60 до −70°С, летом −30 до −50°С, сильные ветры, ледяная пурга... В Восточной Антарктиде находится полюс холода Земли — там 89,2° мороза!

Обитатели Антарктиды, например тюлени, пингвины, а также скудная растительность ютятся на побережье, где летом наступает антарктическая «жара» — температура поднимается до 1-2° тепла.

В центре Антарктиды находится Южный полюс нашей планеты (слово «южный» покажется вам насмешкой, если вы вдруг здесь окажетесь). Как и все неизведанное и труднодостижимое, Южный полюс манил к себе людей, и вот в начале XX века нашлись двое смельчаков, которые рискнули достичь его. Это норвежец Руаль Амундсен (1872-1928) и англичанин Роберт Скотт (1868-1912). Только не подумайте, что они направились туда вместе. Наоборот, каждый из них стремился стать первым, они были соперниками, и этот невероятно трудный поход был своеобразным соревнованием между ними. Одному он принес славу, для другого стал последним... Но обо всем по порядку.

Все началось с экипировки, ведь правильный расчет, когда речь идет о таком, как мы сейчас скажем, экстремальном путешествии, может стоить людям жизни. Опытный полярный исследователь, к тому же уроженец северной страны, Руаль Амундсен сделал ставку на ездовых собак. Неприхотливые, выносливые, покрытые густой шерстью лайки должны были тащить нарты со снаряжением. Сам же Амундсен и его спутники предполагали передвигаться на лыжах.

Мотосани экспедиции Скотта. Фото: www.globallookpress.com

Роберт Скотт решил использовать достижение научного прогресса — моторные сани, а также несколько упряжек мохнатых низкорослых пони.

И вот в 1911 году путешествие началось. 14 января корабль Амундсена «Фрам» достиг последней отправной точки — Китовой бухты на северо-западном побережье Антарктиды. Здесь норвежцам предстояло пополнить запасы и двинуться к юго-востоку, в безлюдье и льды антарктических вод. Амундсен стремился войти в море Росса, которое глубже других врезается в континент Антарктиды.

Цели он достиг, но началась зима. Идти в Антарктиду зимой равносильно самоубийству, поэтому Амундсен решил подождать.

Ранней антарктической весной, 14 октября, Амундсен с четырьмя товарищами отправился к полюсу. Путешествие было трудным. 52 лайки тянули упряжку из четырех нагруженных нарт. Когда животные выбивались из сил, ими кормили более выносливых товарищей. Амундсен составил четкий график движения и, что удивительно, почти не нарушил его. Остаток пути был пройден на лыжах, и 14 декабря 1912 года на Южном полюсе уже развевался норвежский флаг. Южный полюс был покорен! Через десять дней путешественники вернулись на базу.

Норвежский флаг на Южном полюсе. Фото: www.globallookpress.com

По иронии судьбы Роберт Скотт и его спутники отправились к полюсу всего через несколько дней после возвращения Амундсена, не зная, что Южный полюс уже покорен. В пути стало ясно, насколько неудачно была экипирована экспедиция. От лютых морозов сломались моторы новомодных саней, гибли лошади, стало не хватать продуктов... Многие из участников вернулись на базу, только сам Скотт и четыре его товарища упрямо продолжали путь. Невыносимый холод, сбивающий с ног ледяной ветер, пургу, заволакивающую все вокруг так, что спутники не видели друг друга, приходилось преодолевать отважным исследователям, одержимым одной целью: «Дойти первыми!»

Голодные, обмороженные, выбившиеся из сил англичане 18 января наконец достигли Южного полюса. А теперь представьте себе, каково же было их разочарование, да что там разочарование — боль, обида, крушение всех надежд, когда они увидели перед собой флаг Норвегии!

Роберт Скотт. Фото: www.globallookpress.com

Сломленные духом путешественники двинулись в обратный путь, но на базу так и не вернулись. Без горючего и продовольствия они умерли один за другим. Только через восемь месяцев удалось найти заметенную снегом палатку, а в ней вмерзшие в лед тела — все, что осталось от английской экспедиции.

Хотя нет, не все. Еще был найден единственный свидетель разыгравшейся трагедии — дневник Роберта Скотта, который он вел, похоже, до самой гибели. А еще остался пример истинного мужества, несгибаемой воли к победе, умения преодолевать препятствия, несмотря ни на что.

АМУНДСЕН-СКОТТ

(Amundsen-Scott) (Полюс)

американская внутриконтинентальная полярная станция (с 1957) в районе Южного географического полюса, на высоте 2800 м.

Большой энциклопедический словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АМУНДСЕН-СКОТТ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АМУНДСЕН-СКОТТ
    ́АМУНДСЕН-СКОТТ (Amundsen-Scott) (Полюс), амер. внутриконтинент. полярная станция (с 1957) в р-не Юж. геогр. полюса, на выс. 2800 …
  • АМУНДСЕН-СКОТТ
    (Amundsen-Scott), Полюс, антарктическая научная станция США на Южном полюсе. Открыта в январе 1957. Штат станции 17-22 чел. Расположена на поверхности …
  • АМУНДСЕН-СКОТТ
    (Amundsen-Scott) (Полюс) , американская внутриконтинентальная полярная станция (с 1957) в районе Южного географического полюса, на высоте 2800 …
  • СКОТТ в Архитектурном словаре:
    , Джайлс (1880-1960). Английский архитектор, в возрасте 23 лет выигравший конкурс на проект кафедрального собора в Ливерпуле (неоготика). Автор нового …
  • СКОТТ в Высказываниях великих людей:
    Беда тех, кто пишет быстро, состоит в том, что они не могут писать кратко. В. Скотт …
  • СКОТТ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Вальтер (1771 - 1831) - знаменитый английский романист и поэт. Его исторические романы соединяют в себе важнейшие элементы романтизма: интерес …
  • СКОТТ
  • АМУНДСЕН в Большом энциклопедическом словаре:
    (Amundsen) Руаль (1872-1928) норвежский полярный путешественник и исследователь. Первым прошел Северо-Западным проходом на судне "Йоа" от Гренландии к Аляске (1903-06). …
  • СКОТТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Sir Walter Scott) - знаменитый англ. романист (1771 - 1831). Детство провел среди шотландской природы, учился в Эдинбурге и отличался …
  • СКОТТ
  • АМУНДСЕН в Современном энциклопедическом словаре:
  • СКОТТ
    (Scott) Вальтер (1771 - 1832), английский писатель. Сборник народных баллад "Песни шотландской границы" (тома 1 - 3, 1802 - 03). …
  • АМУНДСЕН в Энциклопедическом словарике:
    (Amundsen) Руаль (1872 - 1928), норвежский полярный исследователь. В 1903 - 06 с тремя зимовками первым прошел Северо-Западным проходом от …
  • СКОТТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    новозеландская полярная станция (с 1957) на юж. берегу п-ова Росса в м. Росса (Зап. Антарктида), в 2 км к З. …
  • СКОТТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Сирил (1879-1970), англ. композитор, поэт. Обучался в Германии, с 30-х гг. в Великобритании. Предст. муз. импрессионизма, прозван "англ. Дебюсси". 3 …
  • СКОТТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Роберт Фолкон (1868-1912), англ. исследователь Антарктиды. В 1901-04 руководил эксп., открывшей п-ов Эдуарда VII, Трансарктич. горы, шельфовый ледник Росса, иссл. …
  • СКОТТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (Scott) Вальтер (1771-1832), англ. писатель. Основоположник англ. реалистич. романа. Сборник нар. баллад, включающий и собств. стихи С.,- "Песни шотландской границы" …
  • АМУНДСЕН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́АМУНДСЕН (Amundsen) Руаль (1872-1928), норв. полярный путешественник и исследователь. Первым прошёл Сев.-Зап. проходом на судне "Йоа" от Гренландии к Аляске …
  • СКОТТ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ско"тт, ско"тты, ско"тта, ско"ттов, ско"тту, ско"ттам, ско"тта, ско"ттов, ско"ттом, ско"ттами, ско"тте, …
  • СКОТТ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Автор …
  • СКОТТ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    новозеландская полярная станция (с 1957) на южном берегу п-ова Росса в м. Росса (Зап. Антарктида), в 2 км к западу …
  • АМУНДСЕН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Amundsen) Руаль (1872-1928) , норвежский полярный путешественник и исследователь. Первым прошел Северо-Западным проходом на судне «Йоа» от Гренландии к Аляске …
  • ПОКОРЕНИЕ ЮЖНОГО ПОЛЮСА;"РУАЛЬ ЭНГЕБЕРИТ ГРАВНИНГ АМУНДСЕН"
    Первой до Южного полюса добралась норвежская экспедиция из 5 человек, возглавляемая капитаном РуалемЭнгеберитом Гравнингом Амундсеном. Отправившись, с Китового хребта насобачьих …
  • БУЛАВЫ;"ЭНТОНИ ГАТТО,СКОТТ СОРЕНСЕН" в Книге рекордов Гиннеса 1998 года:
    8 булав использовали в своем номере Энтони Гатто в 1989г. и Скотт Соренсен (США) в 1995 …
  • БРОСКИ;"СКОТТ ЗИММЕРМАН" в Книге рекордов Гиннеса 1998 года:
    Скотт Зиммерман 8 июля 1986 г. в Форт-Фанстоне, шт. Калифорния,США, бросил кольцо на 383,13 …
  • РУАЛЬ АМУНДСЕН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-12-31 Time: 14:12:24 Навигация Тема = Руаль Амундсен Википедия = Амундсен, Руаль Викисклад = Roald Amundsen Ру?аль А?мундсен — …
  • ПОЛЮСЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    географические (Северный и Южный). Общие сведения. П. г. - точки пересечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхностью; в …
  • ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ВАЛЬТЕР СКОТТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Скотт (1771-1826), английский писатель; см. Скотт …
  • АНТАРКТИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (греч. antarktikos - антарктический, от anti - против и arktikos - северный), южная полярная область, включающая материк Антарктиду и окружающее …
  • АМУНДСЕН РУАЛЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Amundsen) Руаль (16.7. 1872 - 1928), норвежский полярный путешественник и исследователь. Родился в г. Борге, в семье капитана, владельца судоверфи …
  • СКОТТ, РОБЕРТ ФАЛКОН в Словаре Кольера:
    (Scott, Robert Falcon) (1868-1912), английский морской офицер, исследователь Антарктиды. Родился в Девенпорте 6 июня 1868. Поступил на службу в военно-морской …
  • СКОТТ, ВАЛЬТЕР в Словаре Кольера:
    (Scott, Walter) (1771-1832), английский поэт, прозаик, историк. По происхождению шотландец. Родился 15 августа 1771 в Эдинбурге. Его родителями были юрист …
  • АМУНДСЕН, РУАЛЬ в Словаре Кольера:
    (Amundsen, Roald) (1872-1928), видный норвежский исследователь полярных областей. Родился в Видстене близ Сарпсборга (Норвегия) 16 июля 1872. Поступил на медицинский …
  • АНТАРКТИДА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    материк в центре Антарктики. 13975 тыс. км2 (в т. ч. 1582 тыс. км2 - шельфовые ледники и острова, причлененные к …
  • БОЛЬШОЙ (ФИЛЬМ) в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-05 Time: 15:10:53 *— У меня есть миллион причин чтобы вернуться, и только одна чтобы остаться. — Какая же? …
  • 1928.06.18
    При попытке спасти экспедицию НОБИЛЕ бесследно пропадает покоритель Южного полюса Р. …
  • 1926.05.12 в Страницах истории Что, где, когда:
    Р. АМУНДСЕН и У. НОБИЛЕ совершают полет на дирижабле над Северным …
  • 1926.05.11 в Страницах истории Что, где, когда:
    Со Шпицбергена в Теллер (Аляска, США) в первый полет на дирижабле на Северный полюс вылетает дирижабль "Норвегия". Среди членов экипажа …
  • 1912.01.18 в Страницах истории Что, где, когда:
    Экспедиция Роберта СКОТТА (Robert Falcon SCOTT) достигает Южного полюса, который за месяц до того открыл Руал АМУНДСЕН. На обратном пути …
  • 1911.12.14 в Страницах истории Что, где, когда:
    Норвежский полярный исследователь Роальд АМУНДСЕН первым достигает Южного полюса Земли - на 35 дней раньше капитана …
  • 1911.10.19 в Страницах истории Что, где, когда:
    (Или 20 октября?) Норвежский полярный исследователь Руаль АМУНДСЕН вместе с четырьмя товарищами на 4 санях, запряженных 52 ездовыми собаками, отправляется …
  • 1906.09.02 в Страницах истории Что, где, когда:
    Руаль АМУНДСЕН (Roald Amundsen) завершает свое плавание вокруг канадского Северо-западного …
  • АЙВЕНГО в Литературной энциклопедии:
    (англ. Ivanhoe) - герой романа В.Скотта «Айвенго» (1819). Действие романа происходит в конце XII в., в эпоху короля Ричарда Львиное …
  • РЕАЛИЗМ в Литературной энциклопедии:
    " id=Реализм.Оглавление> I. Общий характер реализма II. Этапы реализма А. Реализм в литературе докапиталистического общества Б. Буржуазный реализм …

А чем же занимается все эти годы Роберт Скотт? Подобно многим морским офицерам ее величества, он делает обычную флотскую карьеру.

В 1889 году Скотт произведен в лейтенанты; через два года поступает в минно-торпедное училище. Закончив его в 1893 году, некоторое время служит на Средиземном море, а затем по семейным обстоятельствам возвращается к родным берегам.

К тому времени Скотт знает не только навигацию, лоцманское и минное дело. Он также освоил геодезические инструменты, научился съемке местности, хорошо разбирается в основах электричества и магнетизма. В 1896 году его назначают офицером на эскадру, располагающуюся в Ла-Манше.

Именно в это время и происходит вторая встреча Скотта с К. Маркхэмом, который, став уже президентом Королевского Географического общества, упорно побуждал правительство направить экспедицию в Антарктиду. Во время бесед с Маркхэмом офицер постепенно увлекается этой идеей... чтобы не расстаться с ней уже никогда.

Впрочем, прошло еще около трех лет, прежде чем Скотт принял судьбоносное для себя решение. При поддержке Маркхэма он подает рапорт о своем желании возглавить экспедицию на крайний юг Земли. После многомесячного преодоления разного рода препятствий, в июне 1900 года, капитан второго ранга Роберт Скотт наконец-то получает командование Национальной антарктической экспедицией.

Итак, по удивительному стечению обстоятельств, на рубеже ХІХ и ХХ веков два главных участника будущего грандиозного состязания практически одновременно были готовы к своим первым самостоятельным полярным экспедициям.

Но если Амундсен собирался отправиться на Север, то Скотт намеревался покорить крайний Юг. И в то время, как Амундсен в 1901 году предпринимает пробное плавание на своем судне в северной Атлантике, Скотт уже направляется к Антарктиде.

Экспедиция Скотта на судне «Дискавери» прибыла к берегам ледяного континента в начале 1902 года. На зимовку корабль был поставлен в море Росса (южная часть Тихого океана).

Она прошла благополучно, и антарктической весной, в ноябре 1902 года, Скот впервые отправляется в поход на юг с двумя спутниками - военным моряком Эрнстом Шеклтоном и ученым-натуралистом Эдуардом Уилсоном, втайне надеясь дойти до Южного полюса.

Правда, несколько странным выглядит то, что, собираясь сделать это с помощью собак, они не сочли нужным заранее приобрести необходимый опыт обращения с собачьими упряжками. Причиной тому были представления англичан (оказавшиеся впоследствии роковыми) о собаках, как не слишком важном транспортном средстве в условиях Антарктиды.

Об этом свидетельствует, в частности, такой факт. Впереди основной группы Скотта некоторое время шла вспомогательная партия с дополнительным запасом продовольствия, собственноручно таща несколько саней с грузом, и с флагом, на котором была гордая надпись: «В услугах собак не нуждаемся». Между тем, когда 2 ноября 1902 года Скотт со своими товарищами выступили в поход, они были удивлены быстротой, с которой собаки потащили их груженые сани.

Впрочем, довольно скоро животные утратили первоначальную резвость. И дело было не только в необычайно трудной дороге, многочисленных неровностях, покрытых глубоким рыхлым снегом. Главной причиной быстрого упадка сил у собак стал некачественный корм.

При неполноценной помощи собак экспедиция продвигалась медленно. К тому же, нередко свирепствовали метели, вынуждая путешественников останавливаться и пережидать непогоду в палатке. В ясную же погоду белоснежная поверхность, легко отражавшая солнечные лучи, вызывала у людей снежную слепоту.

Но, несмотря на все это, группа Скотта смогла дойти до 82 градуса 17" южной широты, туда, где никогда еще не ступала нога человека. Здесь, взвесив все «за» и «против», первопроходцы приняли решение повернуть назад. Это оказалось своевременным, поскольку вскоре собаки одна за другой стали дохнуть от истощения.

Наиболее ослабевших животных убивали и скармливали остальным. Кончилось тем, что люди, опять-таки, сами впряглись в сани. Огромные физические нагрузки в чрезвычайно неблагоприятных природных условиях быстро истощали силы.

У Шеклтона все отчетливее стали проявляться симптомы цинги. Он кашлял и харкал кровью. В меньшей степени кровоточивость проявлялась у Скотта и Уилсона, которые и стали тащить сани вдвоем. Шеклтон, ослабленный своей болезнью, кое-как плелся за ними. В конце концов, спустя три месяца, в начале февраля 1903 года все трое вернулись на «Дискавери».

История и настоящее

Станция находится на высоте 2835 над уровнем моря, на леднике, который неподалёку достигает максимальной толщины 2850 м (). Среднегодовая температура - около −49 °С ; изменяется от −28 ° C в декабре до −60 ° C в июле. Средняя скорость ветра - 5,5 м / с; были зарегистрированы порывы до 27 м / с.

Основание станции (1957-1975)

Первоначальная станция - теперь называется «Старый полюс» (англ. Old Pole ) - была основана в 1956-1957 гг. экспедицией ВМС США из 18 человек, которые высадились здесь в октябре 1956 года и впервые в истории Антарктиды провели там зимовку в 1957 году. Так как климатические условия до этого не были известны, то база была сооружена под землей для преодоления любых наихудших погодных условий. Самая низкая температура в 1957 была зарегистрирована на уровне −74 ° C (-102 ° F). Выжить при такой низкой температуре, в сочетании с низкой влажностью и низким давлением воздуха, возможно только при наличии надлежащей защиты.

Станция, покинутая в 1975 году, заносится снегом (как и любое сооружение на Южном полюсе) со скоростью 60-80 мм в год. Сейчас она погребена достаточно глубоко и полностью закрыта для посещений, так как снегом раздавило все деревянные перекрытия.

4 января 1958 года на станцию прибыла Трансантарктическая экспедиция Британского содружества с известным альпинистом Эдмундом Хиллари . Это была первая экспедиция, в которой использовался автомобильный транспорт, и первая, достигшая полюса по суше, после Амундсена в 1911 году и Скотта в 1912 году. Экспедиция двигалась от новозеландской станции Скотт-Бейс .

Купол (1975-2003)

Фотография станции Амундсен - Скотт с воздуха, сделанная примерно в 1983 году. Виден центральный купол, а также различные контейнеры и вспомогательные строения.

Главный вход в купол расположен ниже уровня снега. Изначально купол был построен на поверхности, но затем постепенно погрузился в снег.

Алюминиевая неотапливаемая «палатка» - достопримечательность полюса. В нём были даже почтовое отделение, магазин и паб.

Любое здание на полюсе быстро окружается снегом и конструкция купола была не самой удачной. Тратилось гигантское количество топлива для удаления снега, а доставка литра топлива стоит 7 долларов.

Оборудование 1975-го года совершенно устарело.

Новый научный комплекс (с 2003 года)

Уникальная конструкция на сваях позволяет снегу не скапливаться у здания, а проходить под ним. Скошенная форма нижней части здания позволяет направить ветер под здание, что способствует выдуванию снега. Но рано или поздно снег засыпет сваи и тогда можно будет дважды поднять станцию домкратами (это увеличивает срок службы станции с 30 до 45 лет).

Строительные материалы доставлялись самолётами «Геркулес » со станции МакМердо на берегу и только в светлое время суток. Было сделано более 1000 рейсов.

В комплексе построены:

  • 11-километровая низкочастотная антенна для наблюдения и предсказания небесных и космических бурь,
  • самый высокий на полюсе 10-метровый телескоп , поднявшийся на 7 этажей вверх и весящий 275 тыс. кг
  • буровая установка (глубина - до 2,5 км) для изучения нейтрино .

15 января 2008 г. в присутствии руководства Национального научного фонда США и других организаций американский флаг был спущен со станции-купола и поднят перед новым современным комплексом. Станция может принимать до 150 человек летом и около 50 - зимой.

Деятельность

Летом население станции составляет, как правило, более 200 человек. Большинство персонала уезжает к середине февраля, в результате чего остается всего несколько десятков человек (43 в 2009 году) зимующих , в основном это вспомогательный персонал плюс несколько учёных, которые содержат станцию во время нескольких месяцев Антарктической ночи. Зимовщики изолированы от остального мира с середины февраля по конец октября, в это время их подстерегает много опасностей и стрессов . Станция является полностью самодостаточной в зимний период, снабжается электропитанием от трёх генераторов, работающих на авиационном топливе JP-8 .

Исследования на станции включают в себя такие науки, как гляциология , геофизика , метеорология , физику верхней атмосферы , астрономия , астрофизика , и биомедицинские исследования . Большинство ученых работают в низкочастотной астрономии; низкая температура и низкая влажность полярного воздуха, в сочетании с высотой более 2743 м (9000 футов), причины, чтобы воздух был гораздо более прозрачным на некоторых частотах, чем обычно в других местах, и месяцы темноты позволяют постоянно работать чувствительному оборудованию.

События

В 1991 году Майкл Пейлин посетил базу во время 8-го и последнего эпизода в его телевизионном документальном фильме BBC «От полюса до полюса».

В 1999 году во время зимовки врач Джерри Нильсен обнаружила у себя рак груди . Ей пришлось делать себе химиотерапию с помощью медикаментов, сброшенных в июле, а затем она была вывезена после посадки первого самолёта в середине октября.

В январе 2007 года станцию посетила группа русских высоких должностных лиц, в том числе начальников ФСБ Николай Патрушев и Владимир Проничев . Экспедиция, под руководством полярного исследователя Артура Чилингарова , стартовала в Чили на двух вертолетах Ми-8 и совершила посадку на Южном полюсе .

6 сентября 2007 г. вышло в эфир ТВ-шоу Man Made компании National Geographic Channel с эпизодом о строительстве здесь нового здания .

9 ноября 2007 программа Today компании NBC , с соавтором Энн Кэрри сделали репортаж по спутниковому телефону, который транслировался в прямом эфире с Южного полюса .

На Рождество 2007 года два сотрудника базы в пьяном виде устроили драку и были эвакуированы .

В массовой культуре

Станция занимает видное место в ряде научно-фантастических телесериалов , в том числе в фильме «Секретные материалы: Борьба за будущее ».

Станция на Южном полюсе под названием Snowcap Base была местом первого вторжения киберлюдей на Землю в сериале 1966 года Доктор Кто The Tenth Planet .

В фильме Белая мгла (2009) действие происходит на станции Амундсен-Скотт, хотя здания в фильме совершенно не похожи на реальные.

Временна́я зона

На Южном полюсе закат и восход солнца теоретически видны только по одному разу в год, в осеннее и весеннее равноденствие соответственно, но из-за атмосферной рефракции солнце находится над горизонтом в течение более чем четырех дней каждый раз. Здесь нет солнечного времени ; нет ежедневных максимума или минимума высоты солнца над горизонтом. Станция использует ново-зеландское время (по Гринвичу +12 часов или +13 часов в летнее время), поскольку все полеты на станцию Мак-Мердо происходят от Крайстчерч и, следовательно, все официальные поездки из полюсов проходят через Новую Зеландию.

Галерея

Новая станция и географический южный полюс

Амундсену же хотелось достичь северного полюса. Он планировал дрейфовать во льдах, долго просил у Фритьофа Нансена специально созданное для этого судно «Фрам», а когда же Нансен наконец уступил и Амундсен отправился к своей цели, оказалось, что его уже обошёл американец Роберт Пири.

И тогда Амундсен, находясь практически в море, разворачивает корабль и отправляется к другой крайней точке земли – южному полюсу. А Скотту посылает письмо с предложением посоревноваться.

Стартовали они практически одновременно, расстояние между группами было примерно 600 км. Хотя одновременно можно сказать с натяжкой. Амундсен всё ж вышел раньше, почти на месяц. Но тут нужно учесть, что участок, по которому он собирался пройти был труднее – обилие ледяных трещин и холмов затруднял передвижение. Когда же норвежцы вышли на ледяное плато, поднявшись на высоту более 3500 м над уровнем моря, идти стало совсем трудно: воздух был разрежён, кислорода для дыхания не хватало. Амундсен описывает густые туманы и метели, когда «земля и небо заодно, ничего не видно…». Но, несмотря на все трудности, до полюса Амундсен добрался «как по нотам», опережая график. Сани его бодро тащили собачки, а когда надо было, то люди надевали лыжи. Каждая собачка была не только тяговой силой, но и прекрасным «ходячим консервом». Да и моральный дух в команде норвежцев был достаточно высок…

И 14 декабря 1911 года экспедиция достигла полюса. В своей книге «Южный полюс» Амундсен пишет:
«По-моему, еще никто из людей не стоял в точке, диаметрально противоположной цели его стремлений в таком полном смысле слова, как я в этом случае. Район Северного полюса, - чего там! - сам Северный полюс манил меня с детства, и вот я на Южном полюсе. Поистине, все наизнанку!»

А что Скотт? Его экспедиция отправилась в путь на месяц позже Амундсена, их было так же пять человек. Но, мотосани вышли из строя, а маньчжурских пони, которых Скотт предпочёл собакам, пришлось застрелить: они не выдерживали холода и перегрузок. Тяжёлые сани через расселины в ледяных глетчерах люди тащили на себе. К организационным просчётам прибавились отвратительные погодные условия. Когда сильнейшая снежная буря держала группу Скотта третий день в палатке, глава экспедиции записал:
«Остается только примириться с нашим невезением, но это не так-то легко. Оно кажется незаслуженным, - ведь планы были хорошо разработаны и сначала осуществлялись так успешно...»

В результате, англичане достигли цели на месяц позже своих соперников, 18 января 1912 года, и обнаружили на полюсе надпись «добро пожаловать» и норвежский флаг. Скотт записывает в своём дневнике:
«Норвежцы нас опередили - Амундсен оказался первым у полюса! Чудовищное разочарование! Все муки, все тяготы - ради чего? Я с ужасом думаю об обратной дороге…»

Увы, обратный путь оказался непосильным. Страшные морозы (температура временами падала ниже - 40 градусов С) при почти непрекращающемся ветре неумолимо забирали силы.

«Мы… просто не в состоянии идти быстрее и ужасно страдаем от холода» , - отмечает Скотт. В поисках очередного промежуточного склада они часто сбивались с пути и, вынужденно уменьшая паек, сильно недоедали.

Чем ближе англичане подходили к базе, тем голоднее и слабее становились они. Из дневника Скотта видно, как у них изо дня в день исчезала воля к жизни и росло отчаяние. 3 марта он записал: «Господи, помоги нам, мы не выдержим такую муку, это ясно». Но даже в этих условиях отряд до самого конца тащил ценнейшую геологическую коллекцию собранных образцов пород весом около 15 кг, хотя каждый лишний килограмм был тяжелейшим бременем.

Кроме того, несмотря на неимоверные лишения, Скотт продолжал, иногда теряя счет дням, при сильнейшем морозе вести дневниковые записи. Постепенно они становились короче и короче...

Остаётся только удивляться мужеству этих людей, которые до конца остались людьми. Они несли лежавшего без чувств Э. Эванса, получившего во время падения в трещину травму головы. Эванс умер первым...

Вторым был капитан Оутс, отморозивший обе ноги. Он просил не задерживаться ради него, но товарищи не могли его оставить. Тогда Оутс утром 16 марта спокойно сказал: «Пойду пройдусь» и выполз из палатки... тело его так и не было найдено. Путешественников осталось трое.

Последний лагерь Скотта находился всего в 11 милях (20 километрах) от лагеря «Одна тонна» с запасом продовольствия, но выйти из палатки и двигаться дальше им помешала сильнейшая вьюга, силы полярников уже были на исходе.

Тогда же Скотт делает последнюю запись:
«Четверг, 29 марта. С 21-го непрерывный шторм… 20-го у нас было топлива на две чашки чаю и на два дня - сухой пищи. Каждый день мы собирались отправиться к складу, до которого осталось 11 миль, но за палаткой не унимается метель.
Не думаю, чтобы мы могли теперь надеяться на лучшее. Будем терпеть до конца, но мы слабеем и смерть, конечно, близка. Жаль, но не думаю, что смогу писать еще. Р. СКОТТ».

И приписка: «Ради Бога, не оставьте наших близких» .

Тела Скотта, Уилсона и Боуэрса были найдены только 12 ноября. Судя по тому, что Скотт лежал в незастёгнутом спальном мешке и забрал себе дневники обоих товарищей, он умер последним.

В феврале 1913 г. Амундсен писал:
«Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтоб вернуть его к жизни… Мой триумф омрачён мыслью о его трагедии, она преследует меня.»

Сам же норвежец нашёл свой последний приют в Арктике через 16 лет после того, как Скотт навечно остался в Антарктиде.

В январе 1913 года на вершине холма, с которого открывается прекрасный вид на место первой зимовки Скотта, был установлен крест. На нём начертали имена погибших и знаменательную строку английского поэта ХІХ века Теннисона:
«Бороться и искать, найти и не сдаваться» .

Позже в 1957 году в районе Южного полюса на высоте 2800м. американцами была открыта внутриконтинентальная полярная станция «Амундсен-Скотт»

А Пири?
Только в 1980–1990-е годы, когда были изучены дневники, карты и фотографии экспедиции Пири, его первенство было поставлено под сомнение. Исследования Навигационным фондом, привели к заключению, что Пири находился не более чем в 8 км. от своей цели. Этот результат был подтверждён и Национальным географическим обществом. В 1996-ом Роберт М.Брайс, посвятивший 20 лет изучению этого спорного вопроса, опубликовал книгу «Кук и Пири: завершение полярной дискуссии» (Bryce R.M.Cook and Peary: The Polar Controversy, Resolved), в которой утверждал, что ни Кук, который одновременно с Пири заявил о достижении им Северного полюса, ни сам Пири не достигли полюса и что последнему оставалось пройти всего 160 км до желанной цели... Дискуссия по этому вопросу не закончена и по сей день.

Вот такие превратности судьбы...

Ниже публикую стих, из которого последняя строка была выбита на памятнике Роберту Скотту, а так же использована В. Кавериным в "Двух капитанах".

Нет толку в том, чтобы, король без дела,
У очага, затёртого средь скал,
С женой-старухой, я бы раздавал
Законы строгие средь этих дикарей,
Что спят, едят, пасут, не ведая меня.
Не стану отдыха искать от странствий; допью
Жизнь до конца; все что со мною было - было полным,
Страдал ли - сильно, радовался - сильно, один
И с теми, кто меня любил; на берегу
И в море, когда сквозь волны пенные Аид
В нас ливнем метил; я превратился в имя;
Скиталец вечный с жадною душой
Я много видел, много мне знакомо;
Людские грады, климаты, манеры,
Советы, государства, да и сам я
Почётом был отмечен среди них;
Я выпил радость битвы средь друзей
Далёко на равнинах звонких Трои.
Я частью стал всего, что мне встречалось;
Но встреча каждая - лишь арка; сквозь неё
Просвечивает незнакомй путь, чей горизонт
Отодвигается и тает в бесконечность.
Как скучно было бы остановиться,
Ржавея в ножнах не блестеть при деле!
Как будто жизнь - в дыханьи! Жизнь за жизнью -
Всё было б мало; мне ж и от одной
Осталось уж немного; но час каждый
Спасённый от молчания векового
Приносит новое; и было подло
Почти три лета хоронить себя
И серый дух, что так горит желаньем
За знаньем следовать, как за звездой упавшей,
Перешагнув пределы нашей мысли.
А вот и сын мой, добрый Телемах,
Кому оставлю скипетр и остров -
Он, мной любимый, завершить стремится
Работу эту, медленным терпеньем
Смягчить людей суровых, постепенно
К полезному труду их приручая.
Он безупречно исполняет долг
Общественный; могу я положиться
На нежную заботу и почёт,
Которыми богов он окружит
Домашних, когда я уйду отсюда.
Ему - своя работа, мне - моя.
А вот и порт; раздуло судно парус;
Лежат во мраке тёмные моря.
Матросы, трудились вы и мыслили со мной,
Вы с равной радостью приветствовали гром
И солнце яркое, на встречу выставляя
Свободные сердца - и вы и я стары;
У старости остались честь и долг.
Смерть скроет всё; но до конца успеем
Мы подвиг благородный совершить,
Людей, с богами бившихся, достойный.
На скалах понемногу меркнет отблеск; день
Уходит; медлительно ползёт луна; многоголосые
Глубины стонут. В путь, друзья,
Еще не поздно новый мир искать.
Садитесь и отталкивайтесь смело
От волн бушующих; цель - на закат
И далее, туда, где тонут звёзды
На западе, покуда не умру.
Быть может, нас течения утопят;
Быть может, доплывём до Островов
Счастливых, где вновь встретим Ахиллеса.
Уходит многое, но многое пребудет;
Хоть нет у нас той силы, что играла
В былые дни и небом и землею,
Собой остались мы; сердца героев
Изношенны годами и судьбой,
Но воля непреклонно нас зовет
Бороться и искать, найти и не сдаваться.

Альфред Лорд Теннисон


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении